Крепость с израненной душой
Для меня это место обладает исцеляющей силой. Как лекарство от сложностей жизни, которое нужно принять, когда ходишь по краю депрессии. Когда нужно сохранять внешнее спокойствие, в то время как внутри тебя всё рушится и летит к чертям.
Здесь, на острове, остро чувствуется одиночество человека в этом мире. Вроде бы берег недалеко, можно различить людей на пляже, можно подать сигнал бедствия или просто переплыть узкий пролив. Но ноги врастают в землю и губы остаются безмолвными от ощущения, что твои беды не поймут даже на самом близком берегу. Этот маленький остров-крепость в истоке Невы сменил много имён: Орешек, Нотебург, Шлиссельбург, Петрокрепость. Он словно олицетворяет собой поговорку: нас бьют, а мы крепчаем. Он похож на человека, что прошёл множество испытаний, натиск которых сумели сдержать неприступные стены. Вот только за ними лежит в руинах его душа.
Если вы когда-нибудь бывали в Орешке, то поймете, о чём я говорю. Крепость была отреставрирована интересным образом. Почти все внешние стены и башни полностью восстановлены, а внутри музеефицированы настоящие руины, что остались от церкви и тюремных блоков. Мрачные остовы, испещренные пулями и снарядами, провалившиеся перекрытия и растрескавшиеся кирпичи. Даже монумент защитникам крепости во время блокады создан из покореженных металлических конструкций и разорвавшихся боеприпасов.
Воздух за стенами тяжелый. Концентрат из людских трагедий, ужасающих безмолвных криков, отчаяния и неприкаянных душ. За триста лет в здешних камерах побывало столько заключенных, что ни один исторический архив не берётся назвать точную цифру. Одна из доблестных крепостей превратилась в одну из самых мрачных тюрем. Перед ней были равны и простой уголовник, и представитель царского рода. Не каждый дворец может похвастаться таким количеством «звёздных» обитателей: сестра Петра I Мария Алексеевна, его первая жена Евдокия Лопухина, Долгорукие, Голицын, Бестужевы, Бирон… Несколько лет здесь провел в заточении и железной маске, а затем был умерщвлён несчастный опальный царь Иоанн Антонович. В «секретном доме» крепости сидели известные раскольники, декабристы, народовольцы, революционеры. На месте казни Александра Ульянова растёт одинокая яблоня, а стены увешаны табличками с именами загубленных душ. Эти стены впитали боль, поглотили стоны и рухнули.
Орешек. Крепость с израненной душой. Я приезжаю сюда не для того, чтобы восхищаться древним зодчеством и доблестными победами. Я приезжаю воочию увидеть руины чужих судеб, чтобы понять, что в моей жизни далеко не всё так плохо.
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Тропа Петяярви: туда и обратно
- Ключ от всех тайн ключ-города хранится в Музее истории Шлиссельбурга