Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Архангельская область
3
ТАМ! / Архангельская область / Статьи о туризме Архангельской области / Динозавр, чёрт и баран в огне: самые странные гербы Архангельской области

Динозавр, чёрт и баран в огне: самые странные гербы Архангельской области

Анонс

Разгадываем северный геральдический бестиарий

Техническое поле для сортировки

Геральдика городов – это не просто набор картинок на щите, а настоящий ключ к пониманию прошлого. Каждое изображение, каждый цвет несут в себе глубокий смысл, рассказывая нам об истории, культуре и традициях поселений. Это как карта, которая помогает нам ориентироваться в лабиринтах времени и узнавать, чем жили наши предки, какие ценности они разделяли и какие события сформировали их города.

Архангельская область – край суровый и прекрасный, где история оживает в каждом камне, в шуме волн, в шелесте сосен, в низком небе, в скрипе старых мельниц и в тонких нитях узоров, созданных руками местных мастериц. А вот на гербах этого региона, среди вполне традиционных изображений медведей и кораблей встречаются настоящие диковинки – невиданные звери, странные предметы и удивительные сюжеты. Но за каждой необычной деталью скрывается своя история, своя легенда, своя правда о жизни северян. Сегодня мы попытаемся разгадать тайны, которые хранят самые необычные гербы Архангельской области.

  1. Архангел против дьявола
  2. Горящий баран
  3. Диплодоко-стегозавр
  4. Колесо с крыльями

Архангел против дьявола

Начнём с герба самого Архангельска. Казалось бы, нет в нём ничего особо удивительного. Такие гербы называются гласными или «говорящими», так как в изображении заложено само название города, полученное, в данном случае, от наименования Михайло-Архангельского монастыря, рядом с которым город был основан в 1584 году по указу Ивана Грозного.

Вот официальное геральдическое описание герба: «В золотом поле щита изображён летящий архангел в синем одеянии с огненным мечом и щитом, побеждающий чёрного дьявола». Этот образ символизирует русскую армию и победу добра над злом.

Однако, до недавнего времени, вокруг символики герба велись споры. Точнее, спорили об одной детали.

Дело в том, что исторически (кроме советского периода) герб Архангельска менялся несколько раз, но незначительно.

Впервые архангел и дьявол появились в символике города в 1712 году, когда был издан указ о введении нового образца полковых знамён с государственным и городским гербами. На знамени Архангелогородского полка, архангел на коне повергал дьявола.  В 1729 году герб переработали, коня убрали, а архангел побеждал дьявола, стоя одной ногой прямо у него на горле.

Однако уже в 1780 году на гербе Архангельска, «Высочайше утверждённом императрицей Екатериной II» архангел просто парил над дьяволом, занося свой огненный меч.

В 1859 году в соответствии с проводимой геральдической реформой составили новый герб, а точнее вернули почти первоначальный вид: архангел вновь стоял прямо на теле дьявола, только дьявола развернули в другую сторону.

Таким герб просуществовал до советской эпохи, когда вместо герба, Архангельск получил гербоподобную эмблему с изображением корабля как символа портового города.

Восстановить исторический герб было решено в 1989 году, однако вернулись к изображению 1780 года с парящим ангелом. Но верующие предложили убрать дьявола с герба именно из-за того, что он изображен не поверженным, а обернувшимся к архангелу, как будто он все еще сопротивляется. А ещё бывший мэр Архангельска аргументировал необходимость убрать дьявола тем, что архангельский герб – единственный в мире, на котором изображён чёрт. Однако эти истории не получили дальнейшего развития.

Герб города с архангелом и дьяволом зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре РФ под номером 5714.

Горящий баран

Самым ярким и необычным гербом в Архангельской области является герб Каргополья.

гербы Архангельской области

Официальное геральдическое описание герба гласит: «В лазоревом поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червлёным с золотой тонкой каймой, пламенем».

Существует старинное поверье, будто в давние времена из леса приходил олень, которого местные жители приносили в жертву и съедали. Но однажды олень не появился, и тогда люди забили барана и устроили праздник. По легенде, олени обиделись и покинули Каргополье.

Другая легенда рассказывает, что на знамени Каргопольского полка была изображена собака, лежащая на костре, с надписью «Неробкая верность». Со временем собаку заменили на барана, а надпись исчезла. Позже этот символ перешёл на герб города.

На самом деле, изображение барана в огне на гербе Каргополя, скорее всего, связано с древними языческими обрядами, распространенными на Русском Севере. Каргополь, являясь одним из старейших городов региона, с XII века был центром самобытной культуры, сформировавшейся на стыке финно-угорских и славянских традиций. В некоторых приходах Каргопольского уезда существовал обряд «баранье воскресенье», во время которого крестьяне закалывали барана и приносили его в жертву Илье-пророку. Постепнно День Барана перерос в праздник-ярмарку, народное гуляние, что отмечало перерыв между сенокосом и сбором урожая. Вероятно, именно этот ритуал и лег в основу герба, утвержденного в 1781 году.

Диплодоко-стегозавр

Не менее странным можно назвать герб Котласского района, особенно его нижнюю часть.

гербы Архангельской области

Для начала читаем официальное описание: «В пересечённом червленью и зеленью поле серебряный пояс, вверху волнистый, а внизу елеобразный; вверху золотой церковный купол на серебряном барабане со сквозными окнами, по сторонам сопровождаемый серебряными ступками соли; внизу — золотой обернувшийся динозавр с четырьмя гребнями и обращённым хвостом, образующим три выщерблено-чешуйчатые волны».

В целом, ничего не понятного. Котласский район появился в результате объединения двух исторических уездов – Сольвычегодского и Великоустюгского. Изображение звонницы символизирует наличие в районе древних православных храмов. Самым старинным поселением района является Сольвычегодск, на гербе которого изображены «две ступки соли». Они напоминают о старинном соляном промысле, благодаря которому развивалась эта территория. Серебряная полоса на гербе символизирует природные богатства района – леса и реки. Зелёный цвет поля олицетворяет богатые леса с преобладанием хвойных деревьев и развитую лесную промышленность, которая является основой экономики района.

А вот дальше удивление вызывает динозавр неопределенной породы. На самом деле, это изображение, которое многие принимают за динозавра, – не совсем точное представление. Оно появилось на гербе в память о выдающемся русском палеонтологе Владимире Амалицком, который в начале XX века сделал важные открытия на берегах Северной Двины. Учёный назвал свои находки «котлассия» и «двинозаврия». Поэтому художники из Союза геральдистов России рекомендовали включить этот символ в герб, чтобы отразить уникальные палеонтологические находки, сделанные в районе. Существо, изображённое на гербе, палеонтологи описывают как «фантастический гибрид диплодока и стегозавра».

Колесо с крыльями

А вот у самого города Котласа герб совершенно другой, не имеющий ничего общего с районным. Самыми интересными элементами на нём являются: голубая звезда, которая вовсе не звезда и, конечно колесо с крыльями в центре.

гербы Архангельской области

Официальное геральдическое описание такого: «В червлёном поле лазоревая, окантованная золотом трёхлучевая звезда, верхний луч которой обременён золотой звездой о восьми лучах и сопровождён по сторонам двумя такими же звёздами и выше них двумя золотыми елями; поверх всего — золотое окрылённое железнодорожное колесо».

А теперь разъясняем. Герб города Котласа несет в себе глубокий символизм, отражающий его географическое положение, историю и экономическое развитие.

Название города, такое же «говорящее», как Архангельск. Его значение, происходя от зырянского «Кодлас», что означает «вход». И действительно, Котлас является своеобразными «воротами» на север России, в Сибирь и в древнюю Чудь Заволоцкую, то есть к самим зырянам. Это крупный транспортный и промышленный центр Европейского Севера.

Три луча звезды на гербе символизируют слияние трех крупных рек, на пересечении которых и возник Котлас — Северной Двины, Вычегды и Малой Северной Двины. Три звезды также обозначают три деревни, которые изначально вошли в состав города: Жернаково, Осокориха и Петрухонская. Дугообразное расположение звезд напоминает о крупных мостах через Северную Двину — автомобильном и железнодорожном, которые являются важными транспортными артериями региона.

Крылатое колесо на гербе олицетворяет железнодорожный транспорт, который сыграл ключевую роль в развитии города. Ёлочки символизируют лесные богатства края и лесоперерабатывающую промышленность, которая является одной из основных отраслей экономики Котласа. Золотой цвет, доминирующий в гербе, символизирует восход, развитие и прогресс города. Он отражает стремление Котласа к развитию и процветанию.

Да, порой гербы удивляют своей необычностью, вызывая улыбку или недоумение. Но за каждым странным изображением скрывается своя история, своя легенда, своя правда о жизни. Изучая гербы, мы не только узнаем больше о прошлом, но и лучше понимаем настоящее.

Нет добавленных достопримечательностей