
Дача Великого князя Бориса Владимировича
Английская сказка в Царском Селе
Среди величественных дворцов петербургских пригородов, где каждый камень дышит имперской историей, есть одно место, выделяющееся своим необычным, почти сказочным обликом. Это Дача Великого князя Бориса Владимировича, настоящий английский коттедж, чудом оказавшийся на русской земле. Этот архитектурная жемчужина до сих пор вызывает восхищение и приковывает взгляд своей нетипичной эстетикой.
Дача Великого князя Бориса Владимировича, построенная в 1896-1897 годах, является одним из первых образцов стиля модерн и, по мнению многих искусствоведов, первым в России примером английского коттеджного стиля. История гласит, что участок, где впоследствии возникла усадьба, был подарен Великому князю Борису Владимировичу (двоюродному брату императора Николая II) его крёстной матерью, королевой Викторией. Хотя эта версия считается скорее легендой, так же как то, что для строительства были приглашены английские архитекторы Шернборн (или Шербон) и Скотт, факт остается фактом: работы выполняла лондонская фирма «Maple», которая также занималась оформлением интерьеров Александровского дворца. Возможно, кирпичи для строительства также были привезены из Англии, что подчеркивает аутентичность замысла. Есть даже источники, утверждающие, что коттедж приехал из Англии целиком, в разобранном виде, конечно.
Главный дом и Конюшенный флигель, возведенные одновременно, демонстрируют характерные черты английского коттеджного стиля конца XIX века: асимметричная, сложная форма, разнообъемные элементы, окна различных размеров. Стены главного дома облицованы фактурной штукатуркой внабрызг, а местами оставлена открытая кирпичная кладка, выполненная с исключительным качеством. Высокие, многоскатные черепичные крыши придают зданию романтический и немного таинственный вид. Отсутствие обильного декора на окнах, напротив, подчеркивает их лаконичную элегантность. Деревянные колонки крылец украшены тонкой резьбой, добавляя уютных деталей.
Интерьеры дачи также были выполнены в духе английского стиля. Особенно примечателен двухъярусный холл главного дома, который, как и в традиционных английских особняках, являлся центром всего пространства, объединяя все помещения. Здесь же располагался большой витраж. Планировка дома была свободной, ориентированной на назначение помещений и оптимальное естественное освещение. Служебный и парадный корпуса соединены переходом, а Г-образная форма дома позволяет ему гармонично вписываться в окружающий ландшафт.
В 1899 году по проекту архитектора Александра фон Гогена был построен еще один, так называемый Запасной дом, который стилистически не выбивался из общего ансамбля усадьбы.
Дача Великого князя Бориса Владимировича расположена в живописном Отдельном парке, на берегу Колонистского пруда. Вокруг построек был разбит красивый сад, который до сих пор хранит следы былого величия. Аллеи, обсаженные столетними туями, вели от главного дома к пруду, а вход осуществлялся по парковым дорожкам. В саду были высажены липы, клёны, вязы, сосны и лиственницы. У главного дома, в центре круглого цветника, располагался фонтан с мраморным резным водометом в виде закрученных дельфинов, выполненный в барочных формах. Территория усадьбы была обнесена оградой с двумя воротами.
После Октябрьской революции, в 1918 году, Великий князь Борис Владимирович эмигрировал во Францию. Дача была передана в ведение Наркомпросса, и какое-то время её занимал нарком просвещения Анатолий Луначарский. С 1922 года территория дачи перешла во владение Всесоюзного института растениеводства (ВНИИР) имени Н.И. Вавилова. Сам Николай Вавилов, великий учёный, работал здесь, и его рабочий кабинет располагался в том же помещении, где ранее находился кабинет Великого князя. Благодаря тому, что у дома всегда был собственник, он довольно хорошо сохранился до наших дней.
Уникальный облик Великокняжеской дачи не остался незамеченным и кинематографистами. Именно здесь проходили съемки многих известных советских фильмов. В частности, усадьба «сыграла» роль дома сэра Рональда Адэра из серии «Охота на тигра» советского цикла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Примечательно, что съемочная группа практически не вносила изменений в интерьер, что позволяет по кадрам фильма познакомиться с внутренним убранством дачи. Она также появлялась в фильме «Женщина в белом» и других кинолентах.
В настоящее время Дача Великого князя Бориса Владимировича является памятником архитектуры федерального значения. Территория усадьбы открыта для посещения, и местные жители часто устраивают здесь пикники. К сожалению, некоторые элементы ансамбля, такие как башенка с часами на конюшенном флигеле и въездные ворота, утрачены. Несмотря на то, что здание и сад требуют реставрации, они по-прежнему поражают воображение, являясь живым свидетельством уникального периода в русской архитектуре и истории, когда английская элегантность гармонично вписалась в пейзаж Царского Села.
*в материале использованы фотографии wikipedia.ru
![]() |
Читайте также: Знаменка — царская усадьба, о которой молчат путеводители |
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- «Сойкинская святыня»: калейдоскоп удивительных открытий
- Новый фестиваль «Рыбы в небе» пройдёт летом под Архангельском
- Где отдохнуть душой? Природные красоты Псковской области
- Как попасть на Терский берег на теплоходе этим летом?
- На Соловках открылся туристический сезон
- В Сольвычегодском заказнике появится экотропа по древнему дну Вычегды
- Сохранившиеся дворянские усадьбы Псковской области
- Две самые колоритные Масленицы Архангельской области
- 4 национальных парка и 2 заповедника Архангельской области