Любимый императорами Большой Гатчинский дворец
Императорский дворец — самая зрелищная достопримечательность Гатчины
Каждый турист, оказавшись перед строгим и без прикрас Гатчинским дворцом, в первую очередь, оценит его масштабность. Это не столь пышная и великолепная, по сравнению с другими загородными резиденциями, достопримечательность города, но при всей строгости и лаконичности довольно красивая. Она привлекает не только памятниками императорам возле любимого ими «дома». Наружный осмотр неизменно пробуждает желание увидеть то, что скрывается за его стенами. И, конечно, возрастает интерес к прошлому столь грандиозного сооружения. Тем более что Большой Гатчинский дворец в стиле классицизма, который украшает сувенирную продукцию, считается одним из символов города.
История его началась в 1765 году, когда здешняя мыза на холме с деревнями вокруг и богатыми разной дичью угодьями Екатериной II была выкуплена у князя Бориса Куракина и пожалована фавориту Григорию Орлову. Так Императрица отблагодарила графа за организацию переворота, в результате которого взошла на престол. Закладка здания, наподобие английских охотничьих замков с элементами русской усадьбы, началась в месте с живописным ландшафтом уже мае 1766 года. Всем руководил итальянец Антонио Ринальди, приглашенный Екатериной.
Одновременно со строительством и оформлением дворца над Серебряным ручьем, где акцент делался на природные мотивы, затейливую лепнину и паркеты из ценных пород, шла и планировка территории, прилегающей к нему. Работы продолжались до 1781 года. В результате дуги крыльев галерей соединили трехэтажный корпус в центре с одноэтажными служебными флигелями, имеющими внутренние дворы — Кухонным и Конюшенным. Парицким известняком и пудостским камнем облицевали стены, основной объем увенчали придающие строению средневековый шарм две пятигранные башни, с часами – на южной и громоотводом — на северной. Помещения внутри отделали сдержанно, но изысканно.
Мечта графа Орлова о собственной резиденции обрела реальные черты, да только прожил он в новом дворце недолго. Сразу после его смерти в 1783 года, Екатерина выкупила Гатчину у его братьев и подарила спустя месяц своему наследнику.
Великий князь переехал в Гатчинский дворец, пока строилась Павловская резиденция. Но переделками в нем заняться, не имея достаточных средств, он сумел, лишь заняв трон. Гатчине Павел I присвоил в ноябре 1796 года статус города, а дворец сделал официальной императорской резиденцией. Вскоре были развернуты крупномасштабные работы.
Под началом Винченцо Бренны надстроили боковые каре до трех этажей, сделав в них жилые помещения, а в галереях, закрытых стенами, появились великолепные элегантные залы, сочетающие строгую античность с пышностью. Перестроив аркады, в парк был сделан сквозной проход, вместо газонов перед зданием устроили огромный плац за бастионной стеной, а за дворцом с парковой стороны появился очаровательный Собственный садик.
Читайте также: Гатчинский парк скромной красоты |
С гибелью Павла I гатчинские владения перешли к его вдове. В 1809-11 годах с помощью Андрея Воронихина она затеяла перестройку, приспосабливая покои для пребывания зимой.
В царствование Николая I на одной из башен установили телеграф, под руководством Романа Кузьмина перестроили боковые флигели. В Конюшенном, переименованном в Арсенальное каре, для самодержца и его семейства были устроены роскошные апартаменты. Над балконом центрального корпуса, кроме того, сделали чугунный навес, в покоях Павла I – «мемориал», обновили обветшавшие подпорные стенки с бастионами перед дворцовой площадью. И на этом самые крупные преобразования были закончены.
В 1851 году установили не возле дворца, а с видом на резиденцию памятник самодержцу Всероссийскому Павлу I. Он по сей день любуется своим дорогим «детищем».
Александр II наведывался в Гатчинский дворец нечасто, но за собственностью следил, с 1857 года стал приезжать сюда с Двором на охоту.
А вот с Александром III история Гатчины связана неразрывно. Здешний дворец указом государя во второй раз стал официальной резиденцией и оставался ею все 13 лет его царствования. Этот дом вдали от столичной суеты был для Его Величества духовной опорой, источником вдохновения и созидания.
В 1880-х он был оборудован всеми удобствами. В нем заменили устаревшие канализацию и водопровод, здание электрифицировали, провели телефон, печи уступили место калориферам. Тогда освещаемый плац стал первым в России опытом уличного освещения. Монарх требовал бережного отношения к памятникам, старинным постройкам и состоянию парка. Приезжая в Гатчину, он писал в Памятной книге, что счастлив снова быть дома. В июне 2021 году в Арсенальном каре царю «Миротворцу» установили памятник с закладным камнем в основании.
В 1917 году Гатчинский дворец, принадлежавшая российским императорам более 100 лет, был национализирован. Уже в 1918 году там был открыт музей, называемый из-за собрания художественных ценностей «пригородным Эрмитажем». Прокатившаяся по стране Гражданская война отметилась захоронениями перед дворцом. С 1926 года имущество Гатчинского дворца стали вывозить на склад, готовя к продаже.
С началом ВОВ все самое ценное пытались эвакуировать, но в тыл успели отправить в Ленинград всего четыре эшелона. Было вывезено 11929 предметов, остальное прятали в подвалах, засыпая песком, скульптуры укрывали в парке. До января 1944 года Гатчина находился «под немцами». Оккупанты что не вывезли — уничтожили, заминировали дворец перед уходом, оставив на штукатурке послание, завершив его словами: «Здесь мы были, сюда мы больше не вернёмся, когда придёт Иван, всё будет пусто».
После освобождения Гатчины занялись расчисткой завалов и подготовкой к восстановлению, но лишь для того, чтобы здание вообще можно было использовать. Решение властей, что музею в Гатчинском дворце не быть, повергло его сотрудников в шок. Экспонаты разослали по 24 музеям страны.
В 1950-59 годах в здании обучались курсанты ВМУ МО СССР, потом здесь размещался ВНИИ «Электростандарт». Какое уж тут культурное наследие?
И все же здравый смысл возобладал, в 1970-х годах Гатчинский дворец вернул статус памятника архитектуры, а шесть лет спустя после проработки архивной документации и обмеров приступили к его реставрации. К 40-летию Великой Победы, в 1985 году выставка в основном корпусе дворца с тремя парадными залами приняла первых посетителей. Воссоздание дворцовых интерьеров продвинулось с 2006 году и продолжается до сих пор. Сегодня около 50 из них полностью приведены в надлежащий вид.
Из вестибюля парадная лестница ведет в аванзал, выполнявший ранее роль приёмной. С него на втором этаже открываются парадные интерьеры, сочетающие в себе роскошь с лаконичностью. Здесь толпились в ожидании выхода императора, чтобы сопровождать его в церковь, к обеденному столу или на ужин. Смена дежурных офицеров охраны на разводе караула проходила под дробь барабана и звуки флейты. В атрибутике «передней» с символами доблести и мужества в форме барабанов и горнов сделаны даже светильники.
В мраморной столовой, отличающейся выразительностью, белая балюстрада с вазами разделяет обеденное пространство, где по особым случаям накрывали столы. Эрот с луком – в центре, паркетный рисунок подчеркивает композиция потолочного плафона, а барельефы на мифологические сюжеты посвящены богу Дионису.
Из четырех тронных комнат, существовавших во времена Павла I, убранство небольшой Верхней Тронной выглядит особенно торжественно. Позолота, узорчатый паркет, резной орнамент дверей, в дорогих рамах уникальные гобелены, подаренные Людовиком XVI в 1782 году молодой титулованной паре, инкогнито путешествующей по Европе, разные декоративные безделушки и, конечно, кресло на постаменте наподобие трона Анны Иоанновны. Император принимал здесь иностранных послов и влиятельных сановников, требуя непременного соблюдения придворного этикета.
На половине Марии Федоровны первой из парадных комнат стала Малиновая гостиная, название которой определили три серийных гобелена из «Истории Дон Кихота». Кроме золоченой лепнины, здесь исключительно ценны стол-треножник с мозаичной столешницей из яшмы, предназначенный для возложения скипетра с державой и госпечати, и кресла из французского гарнитура XVIII века.
Далее располагается парадная опочивальня, подчеркивавшая статус ее владельцев. С альковом, вставками из лионского шелка с серебряной нитью, зеркалами и фигурным ограждением, обращающим внимание на то, что монаршее ложе неприкосновенно. Эти покои — одно из самых совершенных творений Винченцо Бренны.
Дальше, начиная с овального будуара — «личные» апартаменты императрицы, включающие кабинет в Часовой башне, туалетную в бело-голубых тонах, миниатюрную зеленую угловую и красочную тронную с обилием картин, на месте которой при графе Орлове была китайская комната. Когда-то экзотические растения, милые сердцу вещицы придавали прелести комнатам, делая их «живыми».
Белый зал во дворце самый большой, около 250 кв. м. Пастельные тона в отделке и отсутствие золочения не умоляют его роскоши. Он использовался для приемов и праздничных торжеств, здесь устраивали балы.
И Чесменская галерея некогда было одним из великолепных помещений Гатчинского дворца. Но ныне посетители могут увидеть зал, каким он предстал перед сотрудниками музея в 1944 году. Зато овальная комната, являющаяся аванзалом галереи, воссоздана, синяя обивка мебели и художественные полотна удачно сочетаются с нежно-зеленым фоном стен под расписным куполом потолка.
В Арсенальном каре необыкновенно красива лестница из белого каррарского мрамора с кружевной чугунной решеткой и поручнями из красного дерева. Отсюда можно попасть на выставку, посвященную Александру III и его семье.
А если спуститься на первый этаж в Арсенальный зал, самый просторный во дворце, с пилонами, поддерживающими своды, там можно увидеть много интересного. Здесь в свое время очень любило собираться местное «общество».
Кроме залов можно попасть в подземный туннель, заканчивающийся через 120 метров гротом «Эхо», названным так из-за хорошей акустики, и Ружейный Арсенал. В коллекции, которую начал собирать еще Григорий Орлов, представлены охотничьи ружья – подлинные шедевры европейских и русских оружейников XVI-XIX веков.
Во дворце, так любимом Павлом I, в двух комнатах первого этажа хранятся портрет и личные вещи Павла Петровича. Это складная мебель, сопровождавшая его в поездках, бархатный стул с вышитым вензелем, библия, манишка и другие предметы.
Императорский Гатчинский дворец при всей своей сдержанной красоте впечатляет. И не только многочисленных туристов. Не раз при съёмках фильмов историческая натура использовалась кинематографистами в качестве декораций, ведь история требует достоверности и подлинных декораций.
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Интересные места вокруг Луги за один день
- Тропа Петяярви: туда и обратно