Марьино: усадьба, пережившая века
Больше двух веков истории, от великолепия к упадку, от упадка к возрождению
Марьино, как и многие другие усадьбы в России, занимает в истории особое место. Усадебная жизнь русского дворянства XIX века представляет собой одну из её самых ярких и многогранных страниц. Усадьбы не просто служили пространством, где проходила жизнь дворян, но стали символом целой эпохи. На протяжении почти ста лет эти загородные уголки, окруженные садами и парками, обрастали уникальной атмосферой. Они были центрами культурной жизни, образования и духовного общения. Здесь рождались идеи и литературные произведения, формировались вкусы и предпочтения общества, звучала музыка, велись философские беседы, что способствовало расцвету русской культуры.
Усадьба Марьино, расположенная в Ленинградской области между деревнями Андрианово и Тарасово, на правом берегу Тосны, является одним из самых ярких образцов русской усадебной культуры. Она была родовым гнездом графов Строгановых и князей Голицыных в XIX веке, пережила непростые времена и упадок в ХХ веке, была восстановлена в XXI веке.
Основанная в начале XVIII века, усадьба достигла своего расцвета в первой половине XIX столетия благодаря стараниям графини Софьи Владимировны Строгановой, урождённая Голицына.
Усадьбу назвали «Марьино» в память о знаменитой прабабки мужа владельцы Марии Яковлевны Строгановой.
В 1811 году графиня Софья Владимировна Строганова приобрела земли деревни Андрианово у вдовы статского советника Сарры Андреевны фон Фок. Потрясенная красотой местности, она решила возвести на высоком берегу реки Тосны величественный дворец, который бы стал украшением её владений и воплощением её изысканного вкуса.
Графиня заказала проект новой усадьбы своему домашнему архитектору, профессору Императорской Академии художеств, создателю Казанский собора в Санкт-Петербурге и бывшему крепостному из Нового Усолья, — Андрею Никифоровичу Воронихину, которого считала лучшим зодчим той эпохи.
Архитектор успел разработать первоначальный проект дворца, который предполагал не только великолепное здание, но и создание целой инфраструктуры усадьбы. Он заложил основы гидротехнической системы, которая должна была обеспечить дворец водой и украсить парк, а также спроектировал дороги, ведущие к основным транспортным артериям того времени, включая Московский тракт. Однако, трагически скончавшись в 1814 году, архитектор не смог довести свое творение до конца. Его дело продолжили талантливые ученики, которые сохранили основные идеи мастера, завершили проект и строительство дворца.
Иван Колодин, который тоже был ранее крепостным Строгановых, разработал проект дворца в позднем классическом стиле и руководил его строительством 1814—1817 годах.
Талантливый архитектор Пётр Садовников много работал в Марьино. Его авторству принадлежат многочисленные постройки в Английском парке, включая здание конюшни. Он также существенно изменил первоначальный проект Марьинского дворца в 1830-х годах, пристроив к зданию боковые флигели с запада и востока. Благодаря этому дворцовый комплекс приобрел более монументальный и симметричный вид. Помимо архитектурных преобразований, Садовников занимался и созданием интерьеров. Особенно примечателен Готический кабинет, созданный специально для графини Софьи Владимировны Голицыной. Его уникальный интерьер, сохранившийся на фотографиях начала XX века, стал свидетельством тонкого вкуса и оригинальности архитектора.
В период с 1828 по 1831 год архитектор полностью преобразил облик церкви Святой Троицы, расположенной в западной части парка. Старое деревянное здание, уже не соответствовавшее великолепию и размаху Строгановского имения, было снесено, чтобы уступить место новому храму, возведённому в модном для того времени неоготическом стиле. Новое здание представляло собой типичную базилику с характерными стрельчатыми сводами и окнами, украшенными ажурными витражами. Фасады церкви были декорированы пилястрами и изящной лепниной. Однако, несмотря на первоначальную красоту, церковь дошла до наших дней в плачевном состоянии, сохранив лишь фрагменты былого великолепия.
Создание английского парка было полностью доверено английскому садовнику Пигамму. Помимо создания живописных ландшафтных композиций, Пигамм занимался и необычным для того времени экспериментом: он разводил декоративных птиц и овец. Эти животные не только служили украшением парка, но и выполняли практическую функцию, аккуратно «подстригая» газон. Более того, Пигамм настолько увлекся сельским хозяйством, что арендовал у графини земли за деревней Примерное, где организовал полноценную ферму.
Несмотря на тяжелые утраты – смерти сына в 1814 году и супруга в 1817-м, – графиня Софья Владимировна Строганова не утратила интереса к жизни и не замкнулась в стенах своей усадьбы. Она продолжала вести активный образ жизни и с радостью принимала гостей. Огромный дворец Марьино мог одновременно разместить до девяноста человек, что свидетельствует о гостеприимстве хозяйки. В числе гостей были не только члены императорской семьи – Александр I с супругой Елизаветой Алексеевной, – но и высокопоставленные вельможи, а также выдающиеся деятели культуры: поэты Жуковский и Пушкин, баснописец Крылов.
С наступлением конца XIX века, когда потомки рода Строгановых-Голицыных все больше времени уделяли государственным делам, великолепная усадьба Марьино постепенно начала приходить в упадок. Загородное поместье было отдалено от центра внимания новых хозяев. После революции в Марьино сменилось множество владельцев: здесь располагались музей дворянского быта и научно-исследовательский институт.
Во время Великой Отечественной войны дворец усадьбы Марьино оказался в эпицентре боевых действий. Здание подверглось серьезным разрушениям: перекрытия были повреждены от артобстрелов, а восточное крыло было полностью взорвано отступающими немецкими войсками. Фашисты использовали дворец в своих целях, превратив его в опорный пункт. В таком полуразрушенном состоянии дворец простоял почти два десятилетия, до 1960 года.
Тогда дворец подвергся минимальным восстановительным работам. Однако речь шла не о воссоздании роскошных интерьеров, а лишь о приспособлении здания под новые нужды – его переоборудовали под детский дом. В 90-е годы дворец вновь сменил функцию: здесь разместился профилакторий для работников местного завода. Однако и эта попытка дать зданию новую жизнь оказалась недолгой. С течением времени усадьба постепенно приходила в упадок, превращаясь в заброшенное место, лишенное былого великолепия. Не только дворец, но и окружающий его парк оказался заброшен и пришел в запустение.
Лишь в 2008 году, перейдя в частные руки, усадьба получила шанс на возрождение. Усадьба Марьино стала уникальным примером того, как частная инициатива способна возродить утраченное историческое наследие. Будучи одним из первых объектов культурного наследия в Ленинградской области, восстановленных не государством, а частным инвестором, усадьба, находившаяся в состоянии глубокой разрухи, постепенно обретает свой первозданный облик.
Сегодня усадьба Марьино распахивает свои двери посетителям ежедневно.
Можно прогуляться по живописным аллеям парка с 10:00 до 18:00 по будням и до 20:00 по выходным. Стоимость билета – 500 рублей, для детей до 7 лет вход бесплатный. Зимой действует специальная скидка 50%.
Дворец приглашает гостей на увлекательные экскурсии. Можно выбрать из нескольких тематических программ. В течение года усадьба становится площадкой для ярких событий: дней рождения, новогодних праздников, Ивана Купалы, Масленицы и многих других. А в выставочном павильоне регулярно проходят выставки живописи.
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Полярная ночь 2024-2025 в Мурманской области начнется в ближайшие дни
- На Соловках открылся туристический сезон
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Как попасть на Терский берег на теплоходе этим летом?
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...