Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Ленинградская область
2

Осиновецкий маяк

Анонс

Один из самых высоких стражей Ладожского озера

Техническое поле для сортировки

На просторах нашей страны разбросаны сотни маяков. Самому старому – Толбухину – уже перевалило за три сотни лет. Кажется, что с появлением навигационных средств, спутников, GPS, ГЛОНАСС, маяки на озере стали пережитком прошлого. Однако, наша Ладога всегда славилась своим капризным и непредсказуемым характером, который может поменяться в любую минуту. Штормы, высокие волны, густые туманы, изрезанная береговая линия и множество островов с узкими проливами создают опасные условия для судоходства. Именно поэтому маяки на Ладоге остаются столь необходимыми. Осиновецкий маяк служит надежным ориентиром для моряков уже более ста лет. И, несмотря на то, что подняться простому путешественнику на него нельзя, маяк является одной из главных достопримечательностей Ленинградской области и узнаваемым символом Ладоги.

Осиновецкий маяк

Осиновецкий маяк — это исторический и географический ориентир, расположенный на юго-западном берегу Ладожского озера. Он играет ключевую роль в навигации, указывая путь кораблям, направляющимся в Шлиссельбургскую губу — часть озера, где расположена крепость Орешек, откуда берёт своё начало река Нева. Маяк находится в 40 километрах от Петербурга по Дороге жизни.

Его высота составляет 70 метров, а его лампы расположены на высоте 74 метра над уровнем озера, что позволяет ему занимать девятую строчку в списке самых высоких маяков мира. Наверх маяка ведут 366 ступеней.

Свет Осиновецкого маяка многоцветен. В зависимости от направления, он может быть красным, белым или зеленым. Такая цветовая дифференциация несет в себе важную информацию для судов, помогая им определить свое местоположение и выбрать безопасный курс. Свет маяка виден на расстоянии 22 морских миль, что эквивалентно примерно 40,7 километрам. Это означает, что моряки могут заметить его свет задолго до того, как достигнут берега, что особенно важно в условиях ограниченной видимости. Маяк оснащен лампой мощностью 500 ватт, которая сегодня зажигается автоматически с наступлением темноты. Её свет вспыхивает каждые 4 секунды, создавая характерный световой сигнал, который легко отличить от других источников света. Осиновецкий маяк функционирует в период активной навигации по Ладожскому озеру, то есть с апреля по ноябрь.

Ладожское озеро продолжает играть ключевую роль в системе водных путей России. Оно служит важным транспортным узлом, соединяющим Балтийское море с внутренними водными артериями страны. Ежедневно по Ладоге курсируют многочисленные суда. Из Ладожского озера они могут направиться как на север, в сторону Белого моря по Беломорканалу, так и на юг, в сторону Волги и Каспийского моря по Волго-Балтийскому каналу. Пик судоходства приходится как раз на ночные часы, когда разводятся мосты на Неве, обеспечивая проход судов в Санкт-Петербург.

Строительство Осиновецкого маяка было долгим и непростым процессом. Работы начались в 1905 году, а завершились лишь пять лет спустя, в 1910-м. Такая длительность строительства была обусловлена несколькими факторами.

Осиновецкий маяк

Во-первых, строительство маяка было поручено подрядчику, выигравшему тендер. Однако вскоре после начала работ подрядчик обанкротился, что привело к длительной приостановке строительства. Во-вторых, Временное правительство, которое пришло к власти в России в начале XX века, проводило политику жесткой экономии. Строительство новых объектов, в том числе и маяков, считалось не самой приоритетной задачей. Поэтому выделение дополнительных средств на достройку Осиновецкого маяка было сопряжено с большими трудностями. В итоге, строительство маяка было завершено силами Управления внутренних водных путей. Несмотря на все трудности, маяк был построен и стал одним из самых значимых навигационных сооружений на Ладожском озере.

Огромную роль Осиновецкий маяк сыграл в годы блокады Ленинграда. Он служил надежным ориентиром на западном берегу Ладоги на знаменитой Дороге жизни: для кораблей, доставлявших столь необходимые грузы в период навигации и для машин зимой на ладожском льду. На восточном ему помогал брат-близнец – Стороженский маяк. Недалеко от маяка был специально построен порт. Сентябрь 1941 года ознаменовался первым рейсом с зерном для Ленинграда. Это событие стало надеждой для жителей блокадного города. В последующие годы порт принимал все больше и больше грузов: продовольствие, топливо, оружие, боеприпасы и даже войска для пополнения фронта. Одновременно с этим, Осиновецкий порт служил местом эвакуации мирного населения. С мая по ноябрь 1942 года через него были эвакуированы сотни тысяч ленинградцев. Это была единственная возможность спасти людей от голода и холода. Поэтому маяк стал одним из символов мужества и стойкости ленинградцев в годы блокады.

Осиновецкий маяк

Осиновецкий маяк был важен не только для навигации, но и для спасении жизней местных жителей во время Великой Отечественной войны. Его уникальное расположение и конструкция превратили его в надежное убежище для людей, спасающихся от бомбежек, попасть в которое бомбой с самолёта было невозможно.

Осиновецкий маяк

Сегодня маяк облюбовали не только туристы, но и любители пляжного отдыха. Расположение пляжа у подножия маяка придает ему особый шарм. Сочетание природной красоты и исторического наследия делает это место уникальным и привлекательным. К тому же этот небольшой песчаный пляж отличается особой атмосферой спокойствия. Даже в пик сезона здесь можно найти уединенное местечко для отдыха. Сосны, окружающие пляж, создают приятную тень, а мягкий песок приглашает к неспешным прогулкам. Здесь можно насладиться тишиной и покоем, наблюдая за игрой волн и слушая крики чаек. И, конечно, сделать фотографии на фоне знаменитого маяка.

Добраться до Осиновецкого маяка можно на пригородной электричке с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга до станции «Ладожское озеро», а затем пройти пешком минут 15, либо на машине по Дороге жизни.

Читайте также: Главный смотритель северо-западных маяков
Нет добавленных достопримечательностей