Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Республика Карелия
3

Рунопевческое кантеле

Анонс

Инструмент, в котором живёт душа карельского народа

Техническое поле для сортировки

Вы знаете, как звучит Карелия? Это не столько скрип старых елей в вековых лесах или дуэты озёрных волн с крикливыми чайками, сколько старинные народные инструменты, которые по-прежнему живут в карельских домах. Без них невозможно ни былину рассказать, ни руну спеть, ни пуститься в пляс на празднике. Звонкая пастушья труба да мелодичная флейта, звучный йоухикко да певучий короб кантеле, что создал из карельской берёзы вековечный Вяйнямёйнен. В его переливах сплелись таинственные разговоры высоких деревьев, шёпот лёгкой ряби на поверхности голубых озёр и протяжные голоса древних рунопевцев.

кантеле

Если кто не знает, кантеле – это самый известный и самый старинный струнный щипковый инструмент карелов, вепсов, финнов и ингермандланцев.

Самым далёким его родственником является японское кото, самым близким – русские гусли. Исследователи говорят, что и название своё этот инструмент получил от славянского слова gǫdtli, что в буквальном смысле переводится как «гудящий».

Никто уж и не помнит, когда кантеле поселилось на карельской земле. Существует две основные версии. Согласно первой, инструмент сначала распространился в Западной Финляндии, а уже оттуда попал в Карелию. Согласно второй версии, оно было завезено в Карелию напрямую из балтийских земель.

кантеле

Кто-то приписывает кантеле историю в несколько веков, кто-то исчисляет тысячелетиями. Но больше других симпанична, конечно, легенда.

Согласно древнему карельскому эпосу «Калевала», первым мастером, создавшим этот уникальный музыкальный инструмент, был мудрый старец Вяйнямёйнен, сын богини Ильматар. Для изготовления этого волшебного инструмента Вяйнямёйнен использовал необычные материалы: зубы и челюсти огромной щуки, которую карелы поэтически называли речной собакой, послужили основой для корпуса кантеле, а струны были изготовлены из конских волос мифического лесного существа по имени Хийси.

Siitä vanha Väinämöinen
Koivun soitoksi kuvasi.

После его создания он предпринял попытки научить других людей играть на нём. Однако, несмотря на все старания, никто не мог извлечь из кантеле мелодичные звуки. Разочарованный неудачами, Вяйнямёйнен даже решил утопить своё творение. Но в этот момент произошло невероятное: кантеле заговорило человеческим голосом, умоляя своего создателя не губить его. Сам инструмент предложил Вяйнямёйнену стать первым исполнителем и рунопевцем.

Скульптура Вяйнямёйнена в парке Монрепо

Услышав мольбу кантеле, Вяйнямёйнен взял инструмент в руки и провел по струнам. Звуки, извлеченные им, оказались настолько прекрасными, что привлекли внимание всех живых существ. К месту, где слышалась волшебная музыка, слетелись птицы, прибежали звери, а из воды выпрыгнули рыбы. Позже он создал кантеле и из карельской берёзы.

Возраст одного из самых старых сохранившихся кантеле, по подсчетам историков, насчитывает почти триста лет. Этот инструмент, созданный в конце XVII века, имеет небольшие габариты: около 73 сантиметров в длину и до 12 сантиметров в ширину.

кантеле

«…не всякое дерево годится. Ель нужна такая, у которой древесина краснеет, как только кору снимешь; от воздуха – краснеет. И ольха годится. Ольху надо искать там, где речка шумит. Старики говорили: шум голос кантеле даёт». Мастер должен был делать инструмент шесть недель: «Говорят, кантеле надо делать шесть недель, звучнее будет. Кто брался – каждый день в руки берёт, шесть недель делает».
Е.П. и Н.С. Михайловы «Музыка северной деревни», Петрозаводск, 2009

Изначально инструмент представлял собой достаточно простое устройство: деревянная доска с пятью натянутыми струнами. Корпус инструмента выдалбливали из цельного куска ольхи, после чего подвергали копчению. Эта традиционная обработка дымом придавала корпусу кантеле плотность и характерный тёмный оттенок, ставший отличительной чертой старинных инструментов. С течением времени мастера стали использовать более совершенные технологии. Верхнюю деку кантеле начали изготавливать из более легких пород древесины, таких как ель или сосна, что позволило улучшить звучание инструмента.

кантеле

Струны инструмента изначально делали из конского волоса или жил, но со временем они стали металлическими, а их количество увеличивалось. Получили распространение 10-, 12-, 16-струнные инструменты.

Традиционно кантеле использовало диатонический звукоряд — набор из семи нот, расположенных по восходящей или нисходящей линии. Этот простой и понятный звукоряд идеально подходил для исполнения народных мелодий, которые передавались из поколения в поколение. Он сравним с простой музыкальной гаммой, которую осваивают начинающие музыканты на любом инструменте.

кантеле

Хроматическое кантеле появилось позже, когда и музыка стала более сложной. Музыканты хотели играть разнообразные мелодии, и для этого им понадобилось больше нот, а точнее полутонов. Хроматическое кантеле, основанное на этом новом звукоряде, стало результатом этого музыкального развития, подобно тому как баян стал более совершенной версией гармошки. После чего, на кантеле стало возможным исполнять не только народную музыку, но и классические произведения.

В мастерской «Дома Кантеле». Фотография Л. Кончаковой

Отцом хроматического кантеле является финский лингвист и фольклорист Элиас Лённрот. Тот самый, который собрал и составил карело-финский эпос «Калевала», состоящий из песен-рун.

Лённрот понимал, что несмотря на свою изящную красоту и мелодичность, ранние инструменты имели ограниченные звуковые возможности. Вдохновленный потенциалом инструмента, он стремился расширить его звуковой диапазон, сделать звучание более богатым и выразительным. В период с 1830 по 1840 годы им были созданы два хроматических кантеле. Отличительной особенностью этих инструментов было то, что их струны располагались на двух разных уровнях. Струны, соответствующие чёрным клавишам фортепиано, были опущены немного ниже остальных, что позволило расширить звуковые возможности инструмента. Также в конструкции этих кантеле вместо традиционного стержня использовалась подставка.

В России серьезный вклад в изучение карельского кантеле внес Виктор Гудков. В 30-х годах прошлого века, будучи редактором газеты в Кандалакше, он впервые познакомился с этим инструментом и был настолько очарован его звучанием, что решил посвятить себя его исследованию. Главными целями Гудкова стали разработка проекта модернизации кантеле и создание ансамбля, популяризирующего этот инструмент.

В. Гудков с первыми учениками

По его чертежам был создан инструмент с 14 струнами, металлическими колками и уникальной конструкцией деки. К сожалению, до наших дней сохранились лишь схематичные изображения этого новаторского инструмента. Параллельно Гудков работал над созданием семейства кантеле, включающего инструменты разных регистров: альт, бас, прима, контрабас и пикколо. Но вместо оркестра, в 1936 году, был создан ансамбль «Кантеле», который ныне является Национальным ансамблем песни и танца Карелии и сохраняет как музыкальные, так и танцевальные и песенные традиции края.

Сегодня увидеть самую большую коллекцию исторических инструментов можно в Национальном музее Карелии в Петрозаводске. Послушать настоящее звучание кантеле можно как в глухой деревушке, так и на концерте знаменитого Ансамбля. Сами решайте, какой вариант вам милее.

Выступление Ансамбля в Мраморном каньоне. Фотография О. Кудряшовой

А мы от души благодарим Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» за предоставленные фотографии.

Нет добавленных достопримечательностей