Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Вологодская область
4
ТАМ! / Вологодская область / Статьи о туризме в Вологодской области / Вологодское кружево: магия нити, коклюшек и умелых рук

Вологодское кружево: магия нити, коклюшек и умелых рук

Анонс

Приготовьтесь окунуться в мир ажурной легкости

Техническое поле для сортировки

Вы когда-нибудь видели, как работают кружевницы? Пальцы порхают над нитями в бесконечном цикле «сплести-перевить-сплести-перевить», рождая сложный изящный узор. Лицо сосредоточено, чтобы не пропустить ни один малейший изгиб рисунка. А комната наполнена удивительно приятным, несколько гипнотизирующим ритмом от ударов деревянных коклюшек друг о друга, чем-то напоминающим «музыку ветра». В мире, где технологии стремятся заменить ручной труд, вологодское кружево сродни волшебству, сотканному из нитей и вековых традиций.

Мастерицы рассказывают, что слово «кружево» пошло от словосочетания «окружить себя красотой», поскольку эта деталь превращала обычную женскую одежду в празднично-нарядную.

Определить с абсолютной точностью, когда и откуда кружевоплетение появилось на Вологодчине, уже невозможно. Считается, что оно проникло в Россию из европейских стран примерно в XVI веке. Тогда местные мастера начали копировать иностранные образцы, используя для создания узоров металлические серебряные или позолоченные нити. Но, со временем, вологодское кружево стало самобытным, впитав уникальные черты русской культуры, и в XIX веке получило широкое распространение.

Расцвет этого самобытного стиля приходится на середину XIX века, когда вологодская кружевница Анфия Брянцева проявила новаторский подход к созданию штучных изделий. Она смогла объединить исконно русские традиции и передовые техники кружевоплетения в базовые приемы. Её авторский метод, получивший название «вологодский манер», быстро завоевал популярность и во многом определил дальнейшее развитие этого ремесла.

Интересный факт: Основной объем кружев производили поздней осенью и зимой, поскольку весной и летом крестьяне были заняты сельскохозяйственными работами в полях.

Оно позволяло крестьянским семьям получать дополнительный заработок. Привлекательность кружевоплетения заключалась еще и в том, что оно не требовало значительных затрат: как нитки для кружев, так и необходимые инструменты – коклюшки и специальная подушка-валик на подставке – были доступны по цене, и их мог приобрести или даже сделать самостоятельно практически каждый.

Интересный факт: Базовый набор стоил 1 рубль 50 копеек, а заработать кружевницы могли до 20 рублей в год. Правда работали они по 16 часов в день.

Одну из первых мастерских организовала помещица Варвара Засецкая в своем имении Ковырино, расположенном недалеко от Вологды. Крепостные девушки плели тонкое кружево, которое использовалось для украшения платьев и нижнего белья, предназначенного для дочерей помещицы и на приданое, а затем и для продажи. Хотя изделия предназначались в основном для нужд семьи Засецких, это начинание стало важной вехой в развитии вологодского кружевоплетения как промысла. Поэтому, примерно с 1820-х годов, в Вологодской губернии начали появляться кружевные производства, положившие начало промышленному изготовлению этих изящных изделий. Крестьяне, ранее занимавшиеся кружевоплетением в качестве подработки, теперь трудились в мастерских, создавая кружева в значительно больших объемах.

К концу XIX века Вологодская губерния стала центром кружевоплетения России, сосредоточив у себя треть всех мастериц страны. Статистические данные свидетельствуют о значительном росте популярности этого ремесла: в 1893 году в Вологде насчитывалось около 4000 кружевниц, а уже через два десятилетия их число возросло десятикратно. Нередко секреты мастерства передавались из поколения в поколение, формируя целые династии талантливых кружевниц, что способствовало сохранению и развитию уникальных техник и узоров вологодского кружева.

Интересный факт: Кружево в XIX веке плели не только женщины, но и мужчины. Обучение маленьких детей мастерству начиналось с пяти лет.

Эта неповторимая техника плетения, в которой порой переплетается до ста тонких нитей, позволяет создавать особенно сложные, выразительные композиции и разделять основной узор и фоновый сюжет.

Основным, безошибочно узнаваемым элементом вологодского кружева, является «вилюшка» – изящный зигзагообразный орнамент, словно застывшая волна. Наряду с ним, часто встречаются узоры, напоминающие хрупкие снежинки, поражающие своей симметрией и легкостью. Растительные мотивы также занимают важное место в вологодском кружеве, воплощаясь в гибких переплетениях ветвей, стилизованных лапчатых цветах и изящных петлеобразных листьях.

Интересный факт: Вологодские кружева пользовались огромным спросом в магазинах столицы, поэтому предприимчивые торговцы на первых порах пытались выдавать их за импортные, чтобы заработать больше.

Вологодское кружево

Начиная с XIX века, для создания этих удивительных кружевных полотен используются натуральные льняные нити и простые деревянные палочки – коклюшки. Примечательно, что в основу рисунков вологодских кружев легли мотивы, характерные для других традиционных промыслов Вологодского края, таких как резное дерево и ткачество. Это органичное переплетение культурных традиций придаёт вологодскому кружеву особую глубину и самобытность, сделав его не просто ремеслом, а настоящим произведением искусства, отражающим душу северной земли.

Интересный факт: Мировое признание пришло к русскому народному промыслу в 1876 году на Международной выставке в Филадельфии, а затем было подтверждено в Чикаго в 1893 году. В XX веке мастерство вологодских кружевниц было отмечено рядом престижных наград, включая золотую медаль на выставке в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, а также золотую медаль и Гран-при в Брюсселе в 1958 году.

Вологодское кружево можно разделить на два вида: мерное и сцепное.

Вологодское кружево

На протяжении длительного времени в Вологде основным видом было «мерное» или «парное» кружево, составлявшее около двух третей всего производства. Этот тип кружева отличался тем, что узор создавался одновременно с фоном. Такая техника позволяла производить кружевные полосы любой необходимой длины, от которых затем отмерялись нужные отрезки, что и дало название этому виду кружева. Существует и более трудоемкий вид кружева, известный как «сцепной». В этой технике основные детали узора создаются в виде длинной тесьмы, которые затем соединяются между собой особыми элементами – «сцепками» и «решетками», выполняемыми отдельно с использованием вязального крючка. Поэтому узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном.

Вологодское кружево

Помимо традиционных техник, вологодские кружевницы постоянно экспериментировали, создавая новые узоры и комбинации. Но истинным воплощением мастерства кружевницы является создание сколка – схематичного рисунка, по которому создается кружевной узор. Ведь, перед тем как кружево сплести, его придумывают.

Вологодское кружево

В советское время Вологда стала центром подготовки специалистов по кружевоплетению, где была создана специализированная школа. Также был организован Вологодский кружевной союз, при котором работала художественная лаборатория. В ней кружевницы и художники совместно трудились над расширением ассортимента, улучшением качества и совершенствованием технологии плетения кружевных изделий. Значительное внимание стало уделяться эстетической стороне продукции. Важным событием стало изобретение более ста видов решёток для сцепного кружева в 1930-е годы художницей Анной Перовой-Никитиной и инструктором Капитолиной Исаковой. Это нововведение кардинально изменило внешний вид сцепного кружева, сделав его более воздушным и ажурным, поскольку решётка теперь могла играть ведущую роль в композиции узора.

Интересный факт: Советская эпоха оставила свой след и в вологодском кружевеплетении: в 1930-е годы в узорах начали появляться сюжеты, отражающие эстетику социалистического реализма.

Вологодское кружево

Сердцем современного вологодского кружевоплетения является объединение «Снежинка», основанное в 1964 году. И по сей день это предприятие остается ведущим центром кружевного производства, где трудятся сотни мастериц, продолжая создавать из тончайших нитей изысканные узоры. Несмотря на развитие цифровых технологий, кружево по-прежнему пользуется большим спросом.

Интересный факт: Рекорд массового кружевоплетения был поставлен в Вологде 24 июня 2011 года при участии 570 мастериц из разных стран, одновременно работавших в течение двух часов.

Несмотря на все перипетии истории, этот уникальный народный промысел дожил и является бесценным достоянием национальной культуры. Вологодское кружево – воздушная паутинка, в которой застыла душа русского Севера. Каждая петелька, каждый изгиб этого чуда – не просто украшение, а живая история, мастерство, передаваемое из поколения в поколение, и безграничная фантазия кружевниц.

Нет добавленных достопримечательностей