Удивительная северная домовая роспись
Путешествие по полузаброшенным деревенькам в поисках утраченного искусства
Наивно. Душевно. Эти два слова наиболее точно определяют уникальное, но утраченное народное искусство. Мастеров уже не осталось, но увидеть, как выглядит северная домовая роспись еще можно. Некоторым расписным избам повезло оказаться в музейных коллекциях.
Другие так и остались стоять в полузабытых деревеньках, сопротивляясь натиску времени и суровой природы. К ним пробиваются энтузиасты-фотографы и исследователи, чтобы хоть как-то сохранить и рассказать о том удивительно добром, теплом мире, которым северные крестьяне наполняли свои дома с помощью ярких красок. Все эти рисунки выглядят, действительно, наивно. Но как душевно.
Традиция домовой росписи древняя, расписные белокаменные боярские палаты вспомнить несложно. Однако никто точно не знает, когда и почему появилась северная домовая роспись. Изучать такие росписи подробно и глубоко исследователи не могут, из-за отсутствия «материала». Мало расписных домов сохранилось на севере. Возможно, потому что они принадлежали зажиточным крестьянам и были просто уничтожены после революции. Прочие просто разрушились с течением времени.
Считается, что расписывать свои избы крестьяне начали примерно в середине XIX века. Примерно в это время из изб исчезли курные печи и их перестали топить по-черному, «красные» остекленные окна заменили маленькие волоковые оконца, задвигавшиеся деревянными дощечками, а стены и другие элементы домов стали частично обшивать гладкими досками.
Росписи имели охранительный или благожелательный смысл, а может просто наполняли избы радостью снаружи и изнутри.
Украшали дома разными, весьма крупными, расписными травами да цветами, деревцами да кустами, дикими и домашними животными, шахматным узором, геометрическими композициями, имитацией кирпичной кладки, сценами деревенской жизни. Изредка портретами хозяев, в том числе, в полный рост.
Углы фронтонов, подшивки сводов и балконов принято было украшать черно-белыми ромбами, похожими на шахматную доску или охранительными фигурами львов и единорогов, которые должны были отпугивать своим видом зло. На деле же, вид они имели довольно забавный вид, поскольку авторы точно не знали, как на самом деле выглядит лев и каким именно должен быть сказочный единорог. Однако искусный мастер должен был изображать их таким образом, чтобы глаза зверя неустанно, под любым углом, следили за всем происходящим вокруг.
Не менее легендарную птицу Сирин, в народном искусстве изображали очень часто, но наоборот, на удачу. У крестьянских художников, как и у небогатого люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье.
Получалось, что по этим изображениям, можно было определить уровень достатка семьи. Богатства должным образом нужно было защищать, а при его отсутствии – притягивать в дом.
Разнообразные растительные мотивы наносили на филенки и стены горницы. Яркие бесконечно извивающиеся травы да цветы с крупными розетками и множеством лепестков, а также невиданные на севере виноградные гроздья. Все это вместо символизировало благополучие – прекрасный изобильный сад.
Любили крестьяне и геометрические узоры и композиции – разноцветные полосы по вертикали и горизонтали, а иногда и «елочкой». Белые, розовые, зеленые, синие или голубые. Изображения, особенно композиционные, словно перетекают друг из друга, из центра к краям, чем-то напоминая калейдоскоп.
Помимо фронтальных поверхностей, филенок и внутренних стен, расписывались наличники, ставни, двери, стены во внутренних помещениях, предметы мебели и обихода. Поэтому такой расписной крестьянский домик смотрелся словно сказочный.
Особенно с солнышком на полотенце и кусочком звездного неба.
Кстати, такие удобства могли себе позволить не только богачи деревенские, но и крепкие середняки. Изредка и бедняцкий дом мог быть разукрашен росписью, если в семье на постой останавливался художник, который работал за кров и пищу.
Но, в целом, это было недешевое удовольствие. Некоторые середняки подолгу копили деньги, чтобы однажды пригласить мастера. Доказательством тому служат исследования, которые подтверждают, что изба и роспись могли не совпадать по дате изготовления. Дом датировали более ранним периодом в результате обследования, к тому же некоторые маляры, среди прочих украшений, выводили или вырезали на фронтоне или полатных брусьях дату окончания работ.
Северная домовая роспись создавалась именно ремесленными малярами. Слово «маляр» происходит от немецкого «maler», что означает «живописец».
Одни мастера были местными и вели оседлый образ жизни, благодаря чему история сохранила некоторые фамилии, в роду которых искусство росписи передавалось несколько поколений. Вот, например, значительная часть домовых росписей Поважья связана с творчеством талантливых крестьянских художников Петровских. Документально подтверждается занятие малярным промыслом представителей двух поколений этой семьи.
Были и бродячие мастера, которые приходили на север за заработком из Средней полосы, чаще всего из Костромской области.
Маляры владели и искусством построения композиции, и сами готовили краски. А также специальный мучной или рыбный клей, который наносился поверх росписи и после высыхания создавал на ней прозрачную пленку, которая защищала изображения от непогоды, сырости и механических воздействий.
Хозяева очень ценили и сами всячески берегли росписи, как самое дорогое семейное достояние. Переезжая, расписные элементы обязательно перевозили с собой, а при покупке дома старались уговорить владельцев продать и росписи за отдельную плату.
Благодаря такому трепетному отношению, северная домовая роспись, пусть и в небольшом количестве, но сохранилась до наших дней. Исследователи говорят, что роспись домов стала завершающим этапом развития домового строительства и его декоративного украшения. Она местами угловата, по-детски наивна, но своеобразна, неповторима и до сих пор несет доброе тепло и уют человеческого жилища.
От души благодарим группу Расписные дома русского Севера за предоставленные фотографии.
Читайте также: Деревянная архитектура Русского Севера в черно-белых тонах |
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Интересные места вокруг Луги за один день
- Тропа Петяярви: туда и обратно