Тропа Петяярви: туда и обратно
11 километров великолепного леса с озером, быстрой речкой и водопадом на старой финской ГЭС
Осенний лес торжественно светел и тих. Особенно в те дни, когда на неприветливом сером небе пробивается солнышко. Звуки шагов даже на лесной тропе раздаются порой так гулко, что хочется замедлить шаг, лишь бы не нарушать эту золотисто-желтую гармонию. Воздух вокруг наполнен теплыми запахами грибов и прелой листвы. А в душе разливается такое невероятное упоение, рассказать о тонкостях которого получается правдиво только у великих русских поэтов. Тропа убегает вглубь, петляет, извивается, хочет запутать, заворожить. Это лес зовет на прогулку, возможно последнюю теплую прогулку этой осени. Шаг, еще шаг, и так многие километры, почти без устали, но с легким головокружением от неожиданно большой порции кислорода. Сегодня это тропа Петяярви, хотя выбрать можно любую другую из 32 экотроп Ленинградской области.
Тропа Петяярви: что посмотреть
Ночью прошел сильный дождь и всю дорогу небо хмурилось так сильно, что хотелось развернуть машину в обратном направлении. Но чем дальше мы продвигались по Приозерскому шоссе (оно же автотрасса Сортавала), тем меньше туч оставалось на небе. К началу прогулки разбежались даже самые маленькие облачка.
Тропа Петяярви закольцована, поэтому неважно, к какой именно точке начинать маршрут. Хотя есть и официальные входы, у села Петровское, сразу за железнодорожным мостом и у станции Петяярви. Мы успели припарковаться за мостом, хотя парковка здесь довольно небольшая, для тех, кто успел встать пораньше. Гораздо более просторная парковка находится у ж/д станции. Есть даже те, кто проезжает дальше в лес под знаки «проезд на машине запрещен». Судить их мы не будем. Очевидно лень побеждает возможные штрафы за несоблюдение правил природоохранной зоны и простое неуважение к природе.
Наши соседи по парковке целыми семьями отлаживали велосипеды и делились хорошим настроением. Тропа Петяярви является пешеходной и велосипедной одновременно. Нужно только помнить, что перепады высот на ней достигают местами 90 метров, а значит нужно иметь определенную физическую подготовку, чтобы непринужденно перемахивать на велосипеде с одного возвышения на другое.
Мы отправились пешком. Слева-направо, хотя справа-налево – та же тропа, только в обратном направлении. Впереди маячили одиннадцать километров лесной дороги. Проезжающие велосипедисты пожелали удачи и поинтересовались наличием фонариков, на тот случай, если наша прогулка затянется и обратную дорогу предстоит провести в потемках. Но, честно говоря, в самом начале пути расстояние до финальной точки пугало мало. Поэтому слова про фонарики мы восприняли, как шутку, но пообещали себе следить за движением солнца к закату.
Вокруг раскинулся желто-красно-зеленый лес. Хвойно-березово-осиновый, с черничниками, брусничниками и яркими солнечными пятнами на хорошо утрамбованной грунтовой дороге. Дорога на всем протяжении пути, действительно хорошая, даже после проливного ночного дождя, поэтому, если вы не планируете привернуть за ягодами-грибами, вполне возможно обойтись кроссовками и не переобуваться в резину.
Однако у всей этой красоты есть одна опасность. Немного ошалевший от живописных пейзажей городской житель будет каждую секунду тянуть руку к камере или фотоаппарату, чтобы увести с собой как можно больше симпатичных видов. Фотографировать здесь можно каждый метр, а еще фотографироваться и ловить солнечных зайчиков, что сильно затягивает путь. Обнаружили мы это после пары километров, на которые потратили целых полтора часа. После небольшой калькуляции в голове, стало понятно, что велосипедисты явно не шутили по поводу фонариков. Впереди лежали еще девять километров, озеро, речка, водопад. Мы ускорились.
Однако второй опасности не избежали. Маршрут по тропе Петяярви обозначен небольшими столбиками на земле и аккуратной разметкой на деревьях. А вот настила, как например, на Сестрорецком болоте, на ней нет. Поэтому следить за разметкой все-таки полезно. Поняли мы это еще через пару километров, когда столбики и метки волшебным образом исчезли с нашего пути, а следующая отметка в виде озера все никак не появлялась. Тропу пересекают несколько похожих дорожек, поэтому заплутать вполне реально. В результате мы добавили к маршруту незапланированное кольцо в почти пять километров. Заблудиться – не заблудились, но подустали. Оказалось, что у первой туристической стоянки, нужно было резко свернуть направо, а мы пролетели вперед и ушли глубоко в направлении Приозерского шоссе.
После небольшого приключения, озеро Лебяжье появилось, на удивление, быстро. Озеро небольшое, живописное, расположено аккурат у тропы. Озеро встретило нас темно-синей водой, резким ветром и топкими берегами, поэтому запланированный пикник прошел в ускоренном темпе. Как оказалось позже, противоположный берег оборудован не только столиками и мангалами, но и пляжными кабинками. Весьма симпатичное место, чтобы провести летний день, нежась на солнышке среди вековых деревьев.
Дорога убегала дальше, бутерброды с чаем закончились, поэтому пляж мы проскочили мимо. Тем более, что впереди еще оставались местные достопримечательности. Кстати, между Лебяжьим озером и Волчьей рекой есть большой указатель с поворотом направо. Вероятно, стоит он здесь для самых утомленных, поскольку показывает короткий путь обратно. Всего пару километров, и вы выйдите обратно к стоянке, но… не увидите, ни лесную реку, ни великолепный водопад.
Любопытство победило усталость. Мы проигнорировали специальное предложение и двинулись дальше по дороге.
Сначала нас встретила симпатичная переправа с мостиком через реку Волчья. Все в лучших традициях постановочных пейзажных фотографий. Деревянный мостик над бурной речкой среди деревьев. Вода перекатывается между камнями, приятно шумит, несет из пункта А в пункт Б желтые и красные листья. Здесь мы впервые поняли, что тропа Петяярви – популярное туристическое место, поскольку в первый раз за прогулку обнаружили довольно большое скопление людей. Не удивительно, все фотографировали (сь).
От мостика до водопада, в том случае, если вы не из ленивых и пойдете нашим путем против часовой стрелки, путь будет самым захватывающим. Во-первых, начнет сказываться усталость. Во-вторых, этот отрезок самый петляющий. Влево-вправо, вверх-вниз, только и успевай столбики не пропускать. А еще здесь гоняют на мотороллерах и квадроциклах. Поэтому не удивляйтесь, если из ближайших зарослей выскочит прямо на вас ревущий чертик, как из табакерки. Единственное преимущество, подъехать незаметно он не сможет. Рев будет слышан издалека. Пересеченная местность здесь что надо для таких гонок. Но, честно говоря, пешим путешественникам мало приятного. К тому же гоночная братия не особо уважает лесные просторы, дорожки после них раскатаны до грязи, мох по обочинам вырван тормозящими или дающими газу колесами и разбросан вокруг.
Дорожка бежит ниже и ниже, затем совсем над обрывистым берегом Волчьей речки, а где-то впереди, за широкими еловыми лапами, слышен мерный гул. Это шумит водопад на заброшенной финской ГЭС.
Эта гидроэлектростанция была построена в 1928 году. Здесь был большой комплекс, включающий также мельницу и лесопильню чуть ниже по течению реки. До самого начала Второй мировой войны этот комплекс считался одним из самых мощных частных гидросооружений во всей Финляндии. Гидроэлектростанция была очень важная для развития волости Саккола. Электроэнергия подавалась по всему округу Петяярви, а также в соседнюю волость Валкъярви. Владельцем ГЭС, лесопильни и мельницы являлся заводчик Леонард Сяяксярви. Его дом стоял недалеко от мельницы, в долине реки Волчья, которую раньше называли Саейоки.
Сегодня от производственного комплекса остались лишь развалины плотины и домик, в котором располагалось оборудование. Зрелище впечатляющее, хоть с правого берега смотрите, хоть с левого. С берега на берег, кстати, можно спокойно перейти по бетонной плотине. Выглядит она и сейчас внушительно и безопасно. Под плотиной ревет водопад, перегоняя бурые торфяные воды реки. Высота водопада около полутора метров, однако он весьма живописные и бурный, как и полагается водопаду. Вода несется, шумит, разбрызгивает мелкие капельки по сторонам, взбивает крутую пену у основания. Подход к водопаду очень удобный с обеих сторон, фотографии получатся фантастические, особенно на фоне желтеющих берез и огромных елей.
Читайте также: Все водопады Ленинградской области: описание, где находятся, как добраться |
На другой стороне расположилась турбаза, вход на которую как бы запрещен, но ворота открыты. Через них и нужно пройти, чтобы следовать дальше по троте Петяярви, замыкая круг. Для тех, кто хочет посетить это место только ради водопада, ехать нужно сразу направо, чуть дальше за ж/д стацию. Всем остальным рекомендуем выбирать дорогу по возможностям. У нас, в результате, получилось около 15 километров за 5 часов, что довольно утомительно для обычных городских жителей.
Тропа Петяярви: как добраться
- На машине: по автодороге «Сортавала» до посёлка Петровское, прямо по ул. Шоссейной до Никольской церкви, далее налево под железнодорожный мост. Машину можно оставить здесь или на парковке у ж/д станции Петяярви.
- На пригородной электричке от Финляндского вокзала до ж/д станции Петяярви, затем пешком 500 м в восточном направлении до железнодорожного моста или в западном – к водопаду.
По тропе Петяярви прогулялись Ольга Семенова и Александрова Александра
А вас еще может заинтересовать: Экомаршрут «Долина реки Выбья и Лужская губа» |
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Интересные места вокруг Луги за один день
- Тропа Петяярви: туда и обратно