Железная дорога прямиком в детство
О том, как умелый инженер построил свою детскую мечту на садовом участке, а теперь катает всех желающих
«Растапливаем паровоз и катаемся»! Этого анонса на страничке в соцсетях ждут все от мала до велика. И те, кто катался уже неоднократно, и те, кто собирается покататься впервые. Состав отправляется с импровизированного безымянного вокзала к заболоченным островам, через два моста, мимо 147 сосен — прямиком в детство. Узкоколейка Павла Чилина – это воплощение смелой детской мечты. Почти как настоящая, но вовсе не игрушечная, а посему удовольствие от катания получают и ребятишки, и взрослые. Работает эта железная дорога прямо на садовом участке ее создателя. Максимум пару раз в неделю. Зато совсем недалеко от Петербурга.
Когда-то давным-давно мы умели мастерски фехтовать палкой, зажимая такого же деревянного «коняшку» между ног, прятать несметные сокровища в тайнике со стеклянным окошком, запускать бумажные кораблики в весенних ручейках, всматриваться в далекие дали с помощью бинокля из пальцев, кататься паровозиком с горки на ящиках из-под молочных бутылок. Мы изобретали все, что угодно, из всего, что было под рукой, и были счастливы. Сегодняшние дети несмотря на обилие всевозможных игрушек в магазинах все равно продолжают изобретать и любопытствовать. Возможно, поэтому в гостях у Павла Чилина интересно всем. Для взрослых – это радостная ностальгия, для детей – неподдельное удивление.
Железная дорога на садовом участке в поселке Ульяновка появилась около 15 лет назад, задолго до моды на туристические ретро поезда. Первоначально она носила исключительно утилитарный характер — хозяин перевозил тяжелые строительные грузы по заболоченному участку.
Затем возникло желание построить настоящий паровоз. На одном из тематических форумов Павел Чилин познакомился с еще одним энтузиастом – Сергеем Тереховым, мастером по ремонту подвижного состава. Паровоз проектировали и собирали несколько лет, создавая необходимые детали практически вручную. Ведь паровоза именно такого размера до момента его появления на угодьях Тосненского района просто не существовало.
Издалека он выглядит большим и настоящим, вот только истинными размерами не превышает 1/4 паровоза. Потому все детали, запчасти и механизмы взять при постройке было неоткуда, а сделать их нужно было ровно такими же, как на больших паровозах. Особой гордостью хозяина является звук, который паровоз издает при движении. Добиться настоящего благородного «пых-пых» удалось, благодаря работе паровых машин, которые долго отлаживали и регулировали.
Дорога строилась также постепенно и кропотливо, метр за метром, выкапывая и досыпая нужную высоту. Павел Чилин с детства мечтал об узкоколейке, которую видел однажды в прибалтийском городке в отпуске с родителями. В результате получилось создать дорогу шириной вполовину военных узкоколеек, то есть в 300 мм. Сегодня ее общая протяженность по периметру участка составляет 330 метров.
Здесь есть три настоящих моста над каналами, от которых дух захватывает при движении. А еще одиннадцать стрелочных переводов, два из которых автоматические. На одном из переводов неустанно дежурит стрелочник – соседский мальчишка. Он следит за тем, чтобы вовремя переводить стрелку, вскинуть флажок, чтобы состав смог благополучно прибыть к «вокзалу».
«Хотелось сделать побольше поворотов, так, чтобы не было понятно, чтобы было любопытно, что ж там впереди», – говорит Павел в одном из интервью.
Вот и получается, что при небольшой протяженности, состав совершает по участку два-три круга разными путями, отчего путешествие не кажется таким уж коротким.
Паровоз с пассажирским вагончиком бегут мимо хозяйских домовых построек, мимо бани, мимо собственного депо, через островки, вдоль каналов, среди заботливо посаженных 147 сосен.
Тяга у паровоза нешуточная, но мог бы вполне везти состав не из одного, а из десяти вагонов. И скорость у паровоза немаленькая – до 30 км/ч. Его создатели говорят, что могли сделать и мощнее, да надобности не было.
Перед каждой поездкой паровоз растапливают дровами два часа подряд. Затем машинист накрывает искрогасителем трубу, чтобы искры не летели, и совершает тестовую поездку каждый поездку каждый раз перед катанием. И лишь затем пассажиров приглашают занять свои места и услышать гудок, возвещающий об отправлении поезда на увеселительную прогулку — сто крат более интересную, чем любая карусель.
Павел Чилин – радушный хозяин, катания устраивает практически каждые выходные, кроме периода, когда температура опускается ниже -5°. Холода паровоз пережидает в теплом депо. Катают всех желающих, хоть пять человек приедет, хоть сто. И еще угощают горячим чаем из самовара в настоящих железнодорожных стаканах в подстаканниках, с сушками или пирожками. Хозяин скромно улыбается и часто говорит, что он человек технический и чувства выражать не умеет, но на душе всегда бывает тепло и радостно от счастливых улыбок посетителей и их добрых эмоций.
И вновь мчится поезд Чилина по всем его угодьям, пар вырывается из-под колес и из трубы, разносит по округе приятный запах горящих поленьев. А в вагончике покачиваются довольные путешественники, разрумяненные от попутного ветра, подставляя ему лица, ладони и прически. Говорят, что после такого катания не только дети, даже взрослые уезжать не хотят, заваливают хозяина тоннами вопросов. И неудивительно, ведь так получается, что каждый здесь попадает в детство. Все потому, что один умелый инженер смог реализовать мечту многих.
А теперь, самое главное, координаты этой удивительной узкоколейки. Официально она называется «Интерактивный музей паровоза Павла Чилина» и находится вот здесь: 59°38’59.2″N 30°45’09.1″E. А время катаний всегда можно узнать на его страничке.
От души благодарим Павла Чилина за фотографии к этому материалу.
Кстати, совсем недалеко находятся: Саблинские пещеры и тосненские водопады |
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Тропа Петяярви: туда и обратно
- Ключ от всех тайн ключ-города хранится в Музее истории Шлиссельбурга