Тёсовская узкоколейка и её легендарный музей
Прокатимся на уникальных поездах по новгородским болотам
Мы редко рассказываем об индустриальных объектах. Большинство из них закрыто для посещений, а открытые производственные заброшки вряд ли можно считать безопасными и интересными для семейной вылазки в выходной день. Но сегодняшняя история – особенная. Хоть она и брутальная, полагаем, что даже девчонкам будет любопытно не просто увидеть стоящие в музее поезда, а прокатиться на них с ветерком на настоящее торфяное предприятие. Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги не просто так называют легендарным, хоть ему всего десять лет. Узкоколеек в России сохранилось немного, а с действующим подвижным составом – и подавно! А еще они такие милые, эти маленькие локомотивы и автомотрисы.
Впрочем, обо всем по порядку.
Вы же знаете, что такой узкоколейная железная дорога?
Узкоколейкой называют железную дорогу, у которой расстояние между рельсами в два раза уже обычной железной дороги. 75 сантиметра против 152. Можно сказать, что первые узкоколейки появились еще в императорской России, просто потому, что стандарт межрельсового расстояния тогда был таким. А вот в советское время узкоколейки строили уже специально, в основном для промышленных целей: заводские, торфяные, лесозаготовительные, но были и пассажирские.
Строили их такими узкими, потому что узкоколейки было просто монтировать, ведь не требовалась насыпь, а также они позволяли делать повороты полотна малого радиуса. На строительство требовалось меньше времени и материалов. Для легких по весу составов даже мосты делали облегченными. Отличались узкоколейки и дешевой эксплуатацией.
Куда ни посмотри, везде плюсы. Вот только сделать такие дороги протяженными не имело смысла, ведь тяжелые грузы и большие пассажирские составы они не выдержат. Да и скорость транспортировки весьма невысока. Еще в 50-х годах узкоколейки возили дачников на отдаленные участки Ленинградской области. Сегодня узкоколеек сохранилось немного, многие закрылись и были разобраны в 2020-х годах за ненадобностью.
Тёсовская узкоколейная железная дорога действующая, хоть от большого торфозаготовительного предприятия осталась всего одна линия из трех и протяженность ее сегодня не достигает и 20 километров.
Тёсовская узкоколейка появилась в новгородской болотной глуши в 30-х годах прошлого века. С промышленной целью – разработкой торфа. В довоенный период было проложено всего 20 километров, построен рабочий поселок. Затем территория находилась в оккупации и все работы на предприятии были приостановлены. Восстановили дорогу быстро, ведь Ленинград отчаянно нуждался в топливе, а торфоразработки в Синявино пострадали гораздо сильнее.
К 70-годах Тёсовская узкоколейка считалась уже передовой. Была проведена масштабная реконструкция и общая протяженность дороги составила около 200 километров. Здесь были внедрены электроприводы на стрелках, семафорная сигнализация, поездная и перегонная радиосвязь, да и составы специально разрабатывались в конструкторском бюро. Сотрудники предприятия отправлялись на обучение в институты Ленинграда, Новгорода и Твери. О масштабах работы трех торфопредприятий сегодня можно судить по большому количеству прямоугольных искусственных озер, которые окружают естественные озера Липово и Тигода. Их видно даже на онлайн картах.
В 90-е годы интерес к торфоразработкам резко пошел на спад. Ключевые потребители нашли более выгодные источники топлива. Из трех предприятий сегодня работает лишь одно, частично закрывая вопрос обогрева поселка Тёсово-Нетыльский. И, как обычно бывает в таких случаях, большая часть узкоколейки оказалась заброшенной, рельсы начали разбирать, подвижной состав продавать на металлолом. Подробнее об истории местности, предприятия и узкоколейки можно почитать здесь.
Еще в 2001 году энтузиасты решили приложить усилия, чтобы сохранить Тёсовскую узкоколейку, но музей открыть удалось лишь в 2014 году. В 2023 году протяженность дороги составляет около 15 километров, а в музее собрано более 60 уникальных экспонатов, в том числе единственных в мире. Здесь появился туристический комплекс и благоустроенная территория вокруг депо. В 2024 году музей попал в финал всероссийского конкурса знаковых мест «От южных морей до полярного края».
Здесь собраны действующие, редкие экспонаты, связанные с узкоколейным ж/д движением в стране, которые можно не просто увидеть, на них можно и нужно прокатиться. Тепловоз с электродвигателем, вагон-столовая, вагон-холодильник, путевой снегоочиститель, автомотриса, вагон-аммендорф немецкого производства, дровяная платформа, дрезина-пионерка и еще куча разнообразных экспонатов, собранных по самым далеким уголкам страны.
Конечно, для полноты картины, лучше всего присоединиться к экскурсии, а затем отправиться в теплом вагончике с буржуйкой через густой лес на осмотр торфяных полей у озера Тигода по настоящей узкоколейке, чтобы посмотреть торфяные экскаваторы и комбайны.
Кстати, каждый желающий может попробовать себя в роли машиниста. На обратном пути гостей музея ждет горячий чай в вагоне-столовой под ностальгические песни на ретро виниловом проигрывателе.
В музей можно попасть по адресу:. п. Тёсово-Нетыльский, ул. Советская, д. 116Б, но только по выходным дням с 11.00 до 18.00. Однако ту часть экспозиции, которая находится под открытым небом, можно осмотреть самостоятельно и бесплатно в любой день недели.
Добираться в музей лучше всего на машине. Сначала по трассе М-11 на Новгород, затем по трассе Е105 до Подберезья и, наконец, по трассе 49К-10 через Село-Гору, аккурат к музею, не доезжая Тёсово-Нетыльский. Также с Витебского вокзала ходит на Новгород дизельный поезд в 7.48 утра. Выйти нужно на станции Рогавка и немного прогуляться пешком. В Тёсово-Нетыльский также можно приехать на автобусе № 157 из Новгорода.
От всей души благодарим Музей Тёсовской УЖД за предоставленные фотографии.
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Интересные места вокруг Луги за один день
- Тропа Петяярви: туда и обратно