Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Вологодская область
11
ТАМ! / Вологодская область / Статьи о туризме в Вологодской области / Ферапонтов монастырь: расписное вологодское чудо

Ферапонтов монастырь: расписное вологодское чудо

Анонс

Дорога в Ферапонтов монастырь неблизкая и лежит через большую часть Вологодской области, но его светящиеся фрески изгладят из памяти дорожные сложности и поселят доброе тепло

Техническое поле для сортировки

Во время возрождения монашества в XIV веке под руководством преподобного Сергия Радонежского монахи-первопроходцы уезжали в самые отдаленные северные районы, чтобы проверить силу своей веры и преданности. Московские князья поддерживали их не только во имя православной веры, но и для закрепления территориальной экспансии Москвы в густых северных лесах. Так появились Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.

ферапонтов монастырь

  1. Духовное сокровище
  2. Ферапонтов монастырь, пропитанный цветом
  3. Видение неба на земле
  4. Разрушение и упадок
  5. Чудесное восстановление

Духовное сокровище

Расположенный в двадцати километрах от реки Шексна, Ферапонтов монастырь является одним из самых почитаемых культурных и духовных сокровищ России. Тем не менее, он не входит в популярные маршруты, потому что расположен довольно далеко от трасс. Возможно это и неплохо, ведь монастырь совсем небольшой и вместить огромные туристические группы не сможет.

Но ценители искусства Ферапонтов монастырь и его светящихся фресок начала XVI века, всегда найдут, как добраться сюда из Вологды или Кириллова. Признавая значение монастыря как одного из величайших образцов средневекового русского искусства, в 2000 году монастырь был выбран для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Центральный монастырский храм Рождества Богородицы, изначально бревенчатый, был перестроен из кирпича в 1490 году под руководством игумена Иоасафа. Верхние стены и купол сооружения были изменены еще в XVI веке, с дополнительно перестроены в XVIII веке.

Замечательные фрески храма появились благодаря Иоасафу, духовному наставнику великого князя Ивана III и члену княжеской семьи Оболенских. Благодаря таким связям он смог воспользоваться услугами известного художника Дионисия, привыкшего к заказам московского двора на фрески и иконы.

В 1502 году Дионисий и его сыновья Феодосий и Владимир отправились в монастырь, где расписали весь интерьер всего за одно лето. Из-за влажного климата такие работы были возможны только в летние месяцы.

Ферапонтов монастырь, пропитанный цветом

К счастью, удаленность и небольшие размеры Ферапонтова монастыря избавили стены собора от перекраски, характерной для более выдающихся средневековых церквей. Несмотря на структурные повреждения и периоды политической нестабильности, фрески сохранились с небольшими потерями до наших дней. Таким образом, монастырь дает непревзойденное представление о монументальном творчестве Дионисия.

ферапонтов монастырь

Главный западный вход представляет собой простой портал, окруженный фресками, посвященными Рождеству Богородицы. Архангелы Михаил и Гавриил охраняют портал. Хотя входные фрески были частично повреждены постройкой крыльца и галереи в XVI веке, они тем самым получили защиту от сурового климата. Их поверхности по-прежнему сохраняют богатую цветовую палитру.

Войдя в храм Рождества Богородицы, мы видим компактное пространство, стены которого полностью расписаны. Объем определяется четырьмя опорами, которые поддерживают один цилиндр (или «барабан») и купол. Железные стяжки соединяют верхние части основных элементов конструкции. В ясный полдень интерьер наполнен красками.

ферапонтов монастырь

Картины Ферапонтова монастыря сияют своей теплотой и выразительностью фигур. Легенда гласит, что Дионисий получал пигменты для своих красок на водной основе из камней, найденных на Бородавском озере.

Видение неба на земле

Как и положено этой церкви, большая часть фресок посвящена Марии. Большой цикл литургических гимнов Богородице изображен всесторонне и включает в себя чудеса и другие события ее жизни. Весь ансамбль фресок – произведение, восхваляющее Марию.

Есть также изображения архангелов, святых и отцов церкви на опорах и арках. Нижний ярус северной и южной стен включает изображение Семи Вселенских соборов, подтвердивших учение о Троице.

Возвышающийся над интерьером купол являет таинственный образ Христа Вседержителя, характерный для русских православных церквей. Архангелы появляются в цилиндре под куполом вместе с медальонами, изображающими патриархов из Книги Бытия. Изображения четырех евангелистов изображены на треугольных подвесках у основания цилиндра. Это центральное пространство окружено созвездием медальонов со святыми.

На востоке находится самая священная часть сооружения – апсида. Главный отсек, в котором находился алтарь, сосредоточен на яркой фреске с изображением восседающей на троне Девы Марии с младенцем Иисусом, сидящим на ее коленях. С северной (левой) стороны – Иоанн Креститель, Ангел в пустыне. С южной стороны смотрит пристальный взгляд святого Николая.

На западной стене находится частично сохранившийся «Страшный суд». Центральные элементы, включая Христа на престоле, были потеряны из-за непродуманных перестроек в XVIII веке. Несмотря на эту утрату, сохранение этих величественных фресок следует считать одним из чудес русского искусства.

Разрушение и упадок

Ферапонтов монастырь продолжал процветать и в XVI веке, когда в 1530–1531 годах были пристроены кирпичная трапезная и церковь Благовещения, а также большое здание для монастырского архива и собрания рукописей. В период своего правления (1547-1584 гг.) Иван Грозный сохранил традицию царского покровительства монастырю.

С концом династии Рюриковичей в 1598 году и внезапной смертью царя Бориса Годунова в 1605 году Россия пережила катастрофический династический кризис, известный как Смутное время, во время которого банды мародеров опустошили центральную часть страны. Даже установление династии Романовых в 1613 году не смогло подавить беспорядки на большей части территории страны.

ферапонтов монастырь

Хотя хорошо защищенный Кириллов монастырь выдержал несколько атак, меньший по размеру Ферапонтов монастырь был разграблен польско-литовскими войсками в 1614 году. К счастью, большая часть монастырских сокровищ была спрятана, а фрески собора сохранились, но экономическое восстановление происходило медленно из-за повсеместноuj разрушениz окрестных деревень.

В 1640 году у южной стены Рождественского собора была возведена кирпичная церковь святого Мартиниана (преемника святого Ферапонта). Своеобразная «шатровая» башня представляет собой вертикальную точку для центрального ансамбля, завершенного строительством кирпичной колокольни и крытой галереи, ведущей к трапезной церкви. Кульминационный момент наступил в 1649 году, когда были восстановлены Святые ворота, увенчанные церквями-близнецами, посвященными святому Ферапонту и Богоявлению.

ферапонтов монастырь

С 1667 по 1676 год монастырь служил местом ссылки бывшего патриарха Никона, лишенного власти церковным советом в 1666 году. В то же время монастырь пережил длительный экономический спад, достигший кульминации в 1764 году, после секуляризации монастырских земельных владений Екатериной Великой. В 1798 году обедневший монастырь был закрыт, а его церкви были преобразованы в приходское пользование.

Чудесное восстановление

Без необходимого ремонта архитектурному ансамблю грозил необратимый ущерб. Его судьба была доведена до сведения общественности Иваном Бриллиантовым, сыном местного священника из соседнего Цыпино. Благодаря его скрупулезной работе по изучению архитектуры и фресок, монастырь был повторно освящен в монастырь в 1903 году под руководством игумении Таисии, одного из самых почитаемых монахинь России на рубеже ХХ века.

ферапонтов монастырь

В 1925 году монастырь был распущен советским декретом, а церкви преобразованы в приходские до их закрытия в 1936 году. К сожалению, Иван Бриллиантов был арестован и расстрелян в 1931 году во время ранней чистки против краеведов – что кажется невероятным даже для местных жителей.

По крайней мере, монастырские постройки были сохранены как главные произведения искусства – во многом благодаря новаторским усилиям Бриллиантова. В 1975 году это место было объявлено государственным музеем, а в 1989 году надвратные церкви были вновь открыты для местного прихода. С тех пор здания были отремонтированы, а фрески десятилетиями подвергались тщательному изучению и реставрации.

Священная территория теперь разделена между музеем и Русской православной церковью. Учитывая все обстоятельства, сохранение фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре следует считать одним из величайших чудес русской культурной истории.

Перевод с английского. Оригинальный текст “Ferapontov Monastery: Treasure in the Russian North“. Фотографии Уильяма Брумфилда

Нет добавленных достопримечательностей