Саминский погост: чарующие северные святыни в задумчивых лесах
Деревня Саминский погост, расположенная на реке Самина, в 45 километрах к северу от Вытегры, является одним из самых ярких примеров деревянного зодчества на Русском Севере
Саминский погост – тихая старинная деревня в Вытегорском районе Вологодской области с постоянным населением в 25 человек. Здесь рядом друг с другом находятся две весьма необычные церкви, одна из которых сохранила облик лишь на фотографиях.
- Погост – священные земли
- Необычная конструкция Ильинской церкви
- «Городская» церковь в сельской местности
- Дальнейшая судьба церквей
Погост – священные земли
Изначально в Средние века в России «погостами» называли территориальные центры, окруженным многочисленными деревнями, где принимали сановников, совершающих официальные поездки. Обычно эти центры были украшены церковным ансамблем и кладбищем.
Со времени значение слова изменилось, но не на Севере, где погост сохранял свой территориальный статус до 1775 года, а затем играл ограниченную административную роль вплоть до советского периода.
Но, в конечном итоге под погостом стали понимать только церковный ансамбль и кладбище, возникшие в таких центрах. Эти священные земли часто специально ограждали невысокой стеной из больших камней или бревен.
Необычная конструкция Ильинской церкви
Саминский погост образовался к XV веку и стал одной из двух частей более крупного Андомского погоста. (Река Самина впадает в реку Андома, которая впадает в Онежское озеро.) Его церковный ансамбль, включая кладбище, возник на правом берегу реки Самина.
Самая ранняя задокументированная церковь на Саминском погосте была построена в 1652 году и посвящена Илье Пророку. Вскоре после этого, в 1656 году, появилась соседняя церковь святых Флора и Лавра. Традиционно в погосте могло быть две церкви, одна из которых предназначалась для использования в летнее время и была «холодной», вторую делали «теплой» на проведения служб зимой.
Обе церкви были построены из бревен, но Ильинская церковь сгорела в конце XVII века. Деревянные церкви часто становились жертвами пожаров (в том числе от ударов молнии), но в данном случае присутствует некая ирония, ведь Илья считался покровителем огня.
Хотя работы по замене церкви начались в 1692 году, новая Ильинская церковь была освящена только через 10 лет, что нетипично долго для деревянной церкви. При более внимательном рассмотрении этого необычного строения можно частично объяснить длительное строительство.
Церковь имеет великолепные пропорции: высокое квадратное основание, кульминацией которого являются расширяющиеся бревенчатые ряды – элемент русского деревянного зодчества, известный как повал, который защищает нижние стены от чрезмерной влажности. Верхние бревна служат основанием для треугольных фронтонов.
Фронтоны переходят в восьмиугольную конструкцию, которая также завершается раскладными бревнами. Они, в свою очередь, поддерживают передник из коротких досок в основании парящей шатровой башни, увенчанной крестом над куполом, облицованным резной черепицей.
Раньше таких церквей-башенок было множество на Русском Севере, но пожары и запущенность сильно сократили их количество. Обычно шатровая башня состояла из вертикальных досок поверх каркаса, но в случае с церковью Ильи, массивная башня имела восходящие, постепенно уменьшающиеся восьмиугольные ряды, покрытые дощатой обшивкой.
В восточном конце находился главный алтарь, в более крупной пристройке на западе – вестибюль, который служил приходской общине.
Реконструкция XVIII века включала увеличение высоты башни. В XIX веке здание было покрыто белой обшивкой из досок, а над западным концом была построена колокольня. Внутри церкви был большой иконостас, многие иконы которого, вероятно, были написаны в XVIII веке и доработаны в ХIX веке. Там же был расписной потолок или «небо».
«Городская» церковь в сельской местности
Что касается близлежащей церкви св. Флора и Лавра, она пришла в крайнее запустение и в 1897 году была заменена деревянной церковью Тихвинской иконы Богородицы – священного образа, особенно почитаемого в северо-западной части России. Обладая относительно небольшими и компактными размерами, она могла легче нагреваться и была предназначена для использования зимой.
Любопытно, что конструкция деревянной Тихвинской церкви не похожа на традиционную архитектуру. Ее пропорции строго следовали стилю каменной архитектуры, которую связывают с именем архитектора Константина Тона (1794-1881), чьи проекты были образцом для церквей XIX-го века в так называемом русско-византийском стиле, одобренном церковной иерархией того времени.
Поэтому бревенчатая конструкция Тихвинской церкви имитирует кирпичные стены с лепниной и архитектурные детали городских церквей и лишена единства элементов традиционной архитектуры.
Дальнейшая судьба церквей
При советской власти обе церкви были закрыты, а кладбище с видом на реку стерто. Со временем Ильинская церковь была преобразована в деревенский клуб. В 1954 году директору клуба было приказано убрать иконы и расписной потолок. Вместо того, чтобы уничтожить их, он покрыл их синей краской. Это решение позволило спустя годы спасти некоторые иконы и поместить их в Вытегорский музей.
В 1979 году была снесена колокольня. Однако, в то же время эта замечательная церковь была объявлена памятником архитектуры, и была предпринята ограниченная консервация, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение основного строения.
В начале этого века работами руководила мастерская Александра Попова, но попыток восстановления колокольни XIX века не предпринималось. Однако церковь Илии была повторно освящена, и каждый год в Ильин день (2 августа) священник приезжает для проведения литургии.
Печальная судьба соседней Тихвинской церкви очевидна по развалинам. Невысокая конструкция, имитирующая каменные церкви, прогнулась под тяжестью ежегодных снегопадов.
В результате Тихвинская церковь, лишенная ухода и малоценная как архитектурное сооружение, рухнула. Были предприняты попытки восстановить уцелевшие части, но они длились недолго. К счастью, гораздо более ранняя и смелая форма церкви Илии стоит более трех веков, как памятник традиционной северной бревенчатой архитектуры.
Перевод с английского. Оригинальный текст “Enchanting shrines in a brooding forest: Saminsky Pogost“. Фотографии Уильяма Брумфилда
Читайте также: Город Вытегра: край лесов и корабелов |
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Тропа Петяярви: туда и обратно
- Ключ от всех тайн ключ-города хранится в Музее истории Шлиссельбурга