Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Вологодская область
13
ТАМ! / Вологодская область / Статьи о туризме в Вологодской области / Северное чернение: путешествие к истокам

Северное чернение: путешествие к истокам

Анонс

Статья для тех, кто хочет найти в Великом Устюге что-то гораздо более древнее, чем Дед Мороз

Техническое поле для сортировки

Впервые Дед Мороз пришел к русским ребятишкам на рождественских гуляниях 1910 года, его образ довели до ума уже советские кинематографисты в 1930-х, а его резиденцию в Великом Устюге открыли лишь в 1999 году. Это мы к тому рассказываем, что с момента появления официальной вотчины бренд популярного детского волшебника почти полностью затмил исконные достопримечательности и промыслы Великого Устюга, которыми городок славился задолго до появления волшебной сказки. Вот и уникальное великоустюжское чернение по серебру, которое по-простому называют «северное чернение» или «северная чернь», прославило городок еще в XVII веке. Тогда про Деда Мороза никто и не слыхивал. Поэтому сегодня отправляемся в Великий Устюг не как в знаменитую вотчину, а за подзабытой историей мастеров и их секретов, что в тайне передаются по сей день, несмотря ни на что.

  1. История северной черни
  2. Мастерство и Мастера великоустюгского чернения
  3. Музеи Великого Устюга, где можно увидеть северное чернение

северное чернение

История северной черни

Если вдруг кто-то не знает, северное чернение – это очень редкий народный промысел, специальная техника работы по серебру, реже по золоту, способ их украшения, секрет которого хранят в строжайшей тайне. Эта техника настолько сложна, что история сохранила почти все фамилии самых искусных мастеров, настолько они были немногочисленными. Игра филигранных резных объемов, контраст серебра на дымчато-черном создают своеобразные и неподражаемые гравюры, которые высоко ценятся в ювелирном мире уже не первое столетие.

Техника чернения серебра и золота попала в руки умельцев Киевской Руси, вероятно, с торговыми караванами. А значительные коллекции черненых украшений и предметов быта, найденные археологами, говорят о том, что замысловатая художественная обработка драгоценных металлов пришлась по душе русским людям. Ею славились не только Киев, но также Чернигов, Смоленск и Суздаль, начиная с Х века. Вот только из-за монголо-татарского нашествия промыслы на Руси начали исчезать или перебазироваться вслед за мастерами.

северное чернение

Вот так и чернение, тайными тропинками оказалось где-то в XVII веке на далекой северной земле. Здесь оно не просто было подхвачено и возрождено. Закрепился этот промысел в Великом Устюге потому, что через город, лежащий на большом торговом пути, не только везли из Сибири серебро, но и создали здесь большие склады этого драгоценного металла.  Поэтому именно здесь русское чернение достигло своего расцвета, а Великий Устюг встал в один ряд с крупнейшими торгово-ремесленными центрами Руси.

Первым мастерам работать приходилось нелегко, ведь на тот момент все драгоценные металлы  являлись очень дорогим экспортным сырьем. Для переделки и переплавки искали и использовали старые ломаные изделия, немногочисленные европейские монеты высокой пробы, а также военные галуны и серебряные нити из парчовых тканей. Заказчиками выступали в основном богатые церковные приходы, которые могли себе позволить украсить внутреннее убранство серебряной и золотой утварью.

Новый уровень северное чернение получило после развития отечественных рудных производств. К середине XVIII века украшения и посуда из серебряных северных мастерских уже значились в торговых импортных книгах, а великоустюгских мастеров зазывали в столицу для проведения обучения тамошних златокузнецов. Ассортимент также значительно расширился: посуда, украшения, изысканные именные подарки. В конце XVIII века черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Устюжская чернь по серебру ценилась благодаря высокому художественному совершенству и изящности, характерной штриховой сетке на фоне, необычайной прочности сцепления чернового состава с серебром и широкой палитре самой черни.

Но несмотря на попытки наладить промышленное производство черненых изделий братьями Поповыми в Великом Устюге практически все изделия создавались кустарным образом. Постепенно они начали проигрывать фабричным конкурентам, которые торговали товаром более низкого качества, но по более низкой стоимости. К началу ХХ века секреты и профессиональные навыки сохранились лишь у единичных мастеров. Говорят даже, что такой мастер оставался лишь один – Михаил Кошков, который передал главный секрет изготовления черни своему внуку – Михаилу Чиркову. Именно так славное старинное искусство не было утрачено.

северное чернение

Михаил Чирков стал техническим руководителем производственной кооперативной артели «Экспортная мастерская «Северная Чернь», которая была организована в Великом Устюге в 1929 году. Здесь мастера и художники, не покладая рук изучали технику и узоры старинного черневого искусства. Уже в 1937 г. на выставке в Париже великоустюгское черновое серебро было награждено золотой медалью и дипломом за серебряный столовый сервиз «Пушкинская серия», приуроченный к 100-летию со дня смерти поэта.

Несмотря на это артель развивалась не очень высокими темпами, а производство единичных изделий было полукустарным. Лишь в 1950-х артель выросла в настоящее производство. В 1960 году была переименована в фабрику «Северная чернь», а в 1995 году – в ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь». Это одно из немногих производств в области народных промыслов, где по сей день используют старинные технологии, и лишь несколько мастеров знают тот самый секретный состав сплава для настоящей великоустюгской черни.

Мастерство и Мастера великоустюгского чернения

О популярности северного чернения можно судить уже лишь по тому факту, что практически с момента появления этого промысла и по сей день появляются и исчезают мастерские и предприятия, которые пытаются ее копировать.

Казалось бы, технология производства известна. Мастер гравирует цеером рисунок на поверхность металла. Затем специальный сплав меди, свинца и серы, который собственно и называется чернью, смешивают с нашатырем, наносят на рисунок. Изделие обжигают, а затем полируют до проявления рисунка. Готово. Вот только копии от великоустюгского подлинника сможет отличить, наверное, даже не профессионал. И если традиционную технику создания узоров еще получается, пусть и не очень умело, повторить, то подлинную чернь повторить невозможно. На копиях она не будет насыщенной, скорее возникнет ощущение, что изделие заляпали грязью.

Есть такая легенда:

Приехал в Великий Устюг какой-то великий князь и захотелось ему побывать у старого мастера: об удивительной работе Кошкова знали и в столице.

– А чернь не отлетит? – спросил важный гость, рассматривая готовую брошку.

Он не понимал, что этим сомнением наносит кровную обиду мастеру.

Кошков исподлобья посмотрел на князя, молча взял серебряную брошку с уже нанесенным на нее черневым узором, положил на наковальню и с размаху ударил молотком. Он бил, не жалея сил. Великий князь видел, что брошка расплющивалась, становилась длиннее и шире. К его величайшему изумлению, равномерно увеличивался и черный рисунок.

Мастер отер рукавом лоб, покрытый каплями пота, и протянул князю брошку. Ни единого кусочка черни не выпало, а рисунок расплылся во все стороны.

Так Кошков наглядно показал, что такое его «чернь вечной прочности».

Об истинных мастерах северного чернения много легенд складывают, а сам промысел окружен таинственной аурой. Но сохранилось и много фактов, ведь мастеров было немного.

Самым крупным и известным художников XVIII века был Михаил Климшин, который создал знаменитый посох епископа Варлаама с изображениями евангельских сцен в обрамлении орнамента по всей поверхности ствола. Считается, что именно Климшин заложил основы технических приёмов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве.

северное чернение

Великоустюгскому мастеру Ивану Жилину, который стал родоначальником нескольких поколений мастеров, удалось поместить на табакерку карту всего Вологодского наместничества. Он также разработал свой уникальный изобразительный стиль и, несмотря на то, что его потомки находили собственные стилистические приемы, черневые изделия рода Жилиных всегда отличались особым изяществом.

О мастере Михаиле Наводчикове известно чуть меньше, но вот сказывают, что его художественные таланты пригодились в очень практическом деле. Однажды устюжская молодежь решила попутешествовать по свету и присоединилась к экспедиции Беринга в Сибирь. И получилось так, что вновь открытые доселе неизвестные острова в точности перенести на карту удалось как раз Наводчикову, который был отличным рисовальщиком.

Но самое интересное, что все мастера очень ревностно относились к таинству процесса, а посему из множества подмастерьев выбирали лишь одного — самого достойного, которому передавали древние секреты.

северное чернение

Мастер Александр Жилин передал их подмастерью Илье Минееву, который также прославился искусным мастерством годы спустя. Михаил Кошков открыл тайны черневой работы своему внуку Михаилу Чиркову, который долгое время ходил у деда в подмастерьях «для совершенного обучения серебряному черневому мастерству». В свою очередь Михаил Чирков добавил в гравировки сказочную добродушную красоту лубочной гравюры и, несмотря на многочисленные предложения иностранных компании продать секрет, он передал все свои знания Ефстафию Шильниковскому. С именем Шильниковского связано возрождение искусства северной черни в 1930 годах, который насытил ее колоритом русских народных и пушкинских сказок.

Даже сегодня на заводе «Северная чернь», уже по давней традиции, лишь несколько человек знают секретный состав и долю компонентов в настоящем черневом сплаве «вечной прочности», несколько других владеют информацией о нужных поставщиках.

Несмотря на то, что сегодня черненые изделия производят в Великом Устюге на большом производстве, большая часть работ остается кустарной и выполняется мастерами вручную.

северное чернение

В первую очередь, художник создает детальный рисунок на бумаге. Затем готовятся болванки будущего изделия, на которые мастер наносит резцом созданный рисунок по перенесенному трафарету. Далее готовится сама чернь, из камня – в порошок, из порошка – в кашеобразную массу, которую варят в определенной печи при определенной температуре. Затем мастер наносит ее тонким слоем на поверхность серебряного изделия, смазывает огнеупорной глиной и обжигает. На финише изделие очищают латунными щетками, золотят, покрывают оксидами, полируют техническим песком, войлоком и хлопком, подвергают гальванической обработке, в случае необходимости. А затем еще раз полируют по старинной технологии, чтобы придать зеркальный блеск. Для этого мастера используют специальные полировальники для работы вручную, ведь на каждой вещи есть места, которые должны ярко блестеть и есть места, которые должны оставаться матовыми для еще большего контраста.

Музеи Великого Устюга, где можно увидеть северное чернение

Большая коллекция великоустюгского чернения хранится в городском историко-архитектурном и художественном музее, по адресу: г. Великий Устюг, ул. Набережная, д. 64. Как раз здесь можно увидеть серебряный столовый набор из 42-х предметов, украшенных миниатюрными рисунками по произведениям А.С. Пушкина, который был создан Ефстафием Шильниковским и получил золотую медаль на выставке в Париже.

В 2014 году на заводе «Северная чернь» открыли демонстрационный зал. Он расположен по адресу: г. Великий Устюг, ул. А. Угловского, д. 1. В выставочном зале находятся эксклюзивные и авторские работы, победившие на различных международных площадках и выставках. Экскурсии в глубины истории промысла проводят с помощью интерактивных программ, в ходе которых посетители могут увидеть настоящих мастеров за работой. Здесь также проводят специальные мастер-классы, в рамках которых можно самостоятельно выгравировать свой рисунок на медной или серебряной монете и забрать памятный сувенир с собой.

В материале использованы цитаты из рассказа Юрия Арбата «Вечная прочность» и фотографии старинных мастеров с сайта о народных промыслах http://www.ya-zemlyak.ru/

Нет добавленных достопримечательностей