Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Ленинградская область
4

Хроники Ватландии или исчезающая водь

Анонс

А вы знали, что вход в другой мир находится вовсе не за дверью кинотеатра? Реальность всегда куда интереснее, особенно если она позволяет заглянуть на столетия назад и увидеть жизнь исчезающего народа.

Техническое поле для сортировки

Она существует! Та самая дверь в другой мир. Но находится она вовсе не в стене вокзала и не за одеждой в старом шкафу, хватит уже смотреть иностранные сказки. Лучше откройте реальную дверь и проведите часок-другой в Ватландии, в компании приветливой хранительницы культуры народа водь. Только помните: этот мир гораздо более древний, чем вы можете себе представить, а потому отнестись к нему нужно с должным уважением. И не забудьте на пороге произнести заклинание «Tere päivä!», что на водском означает «Добрый день!».

Вход Водский музей Монастырьки

Где найти водь

В классических школьных учебниках, история нашего края начинается с того момента, когда царь Петр заложил стольный град на Заячьем острове, что стоял среди болот. Читая эти книги, складывается впечатление, что до той поры местность здесь была дикая и необжитая, а ведь было все ровно наоборот. В окрестностях стояли многочисленные уютные деревеньки, в которых проживали коренные жители. А если еще конкретнее, то Петербург был основан на древних землях Водской пятины или Ватландии, когда-то простиравшихся от реки Луги на западе до реки Волхов на востоке и от Великого Новгорода до Карелии с юга на север.   К концу XIX века вожане жили в основном на западе от Петербурга, между рекой Лугой и южным берегом Финского залива,  еще в то время было почти  40 водских деревень.

Известный факт, скажите вы. Конечно, здесь жили люди и до появления большого города. Но думается, что только единицы из нас смогут рассказать хоть что-то о народности водь: как жили, как любили, как отмечали праздники, что предпочитали на обед, во что верили, из-за чего смеялись, почему почти исчезли… чему у них можно научиться?

Еще до поездки к заветной двери, можно запомнить три интересные подробности об этом народе, который получил официальный статус коренного народа только в 2008 году:

  1. Во-первых, он считается самым древним в Ленинградской области. Первые вожане появились здесь, между прочим, на 17 веков раньше Петра.
  2. Во-вторых, на сегодня это самый малочисленный народ в регионе. Согласно последним переписям, их осталось от 60 до 80 человек во всей России, и только половина проживает недалеко от Петербурга.
  3. А еще водский народ признан самым белокурым в мире. Согласно исследованиям, около 80% вожан имели и имеют ярко-белые или золотисто-желтые волосы.

Музей коренных народов Водской пятины

Итак, давайте отправимся на поиски заветного домика с переходом в древнюю удивительную страну. Хроники Ватландии заключены в старинной избушке, избушка – на холмушке, холмушка – у речушки, речушка – на краю деревушки, а деревушка – в Кингисеппском районе Ленинградской области на трассе 41К-110. Деревня называется Монастырьки, а домик обозначен табличкой «Музей коренных народов Водской пятины». Найти его совсем не сложно, достаточно в начале деревни свернуть направо на проселочную дорогу.

Вот и он, осколочек былой Ватландии. Настоящий старый водский дом, разделенный на две части. С виду он почти ничем не отличается от русской избы, вот только раньше водские дома выделялись яркими расписными коньками и ставнями. Первая часть этого дома была построена больше 200 лет назад, в ней жила водская семья. В 1898 году после рождения девочки Устеньи в доме, где уже жили 13 человек стало тесновато, и отец построил новый дом, пристроив его к старому. Это был обычный принцип строения и расширения домов у вожан. По факту, дом – это две комнаты, разделенные сенями. Позади деревянного дома обычно располагался каменный скотный двор, потому как вожане очень берегли домашнюю скотину и защищали ее таким образом от пожара. В этом дворе были коровы, лошади, мелкий скот и куры. Дальше через ручей находились кузница, рига и другие постройки. А еще водские деревни отличались особой ухоженностью, большим количеством деревьев и цветов, которые сажали вдоль улиц и у домов.


Чтобы попасть внутрь старинного дома, увидеть быт вожан и вдоволь послушать рассказы об удивительном древнем народе, остается только познакомиться с местной хранительницей хроник Ватландии – Валентиной Федоровной Бабкиной. Первое, чему вы обязательно удивитесь, так это неиссякаемой энергии Валентины Федоровны, которой исполняется 80 лет. Такое впечатление, что силы ей дают и природа, и родная земля, и корни стразу трех народов: водские, ижорские и русские, что сплелись в судьбе ее семьи. Благодаря ее стараниям и энтузиазму «Музей коренных народов Водской пятины» появился и обзавелся всеми экспонатами, а любопытные путешественники имеют возможность перенестись в другой мир и увидеть, как жила простая водская семья.

Что делать, когда вы водь найдете

Специальных инструкций здесь немного. Просто поспешите за хранительницей в уже распахнутую дверь, переступите порог другого мира, почтительно приклонив голову (ведь в старину дверные проемы специально для этого делали низкими) и послушайте чудные теплые истории о семейном укладе и необычных традициях древнего народа водь. И помните, что вы получили приглашение не в простой музей.

Фотографии водской семьи Ефимовых, которые жили в этом доме до войны.

Вы переноситесь на время в дом другой семьи, члены которой с любопытством смотрят на вас со старинных фотографий, развешанных на стенах. Вот стоит настоящая водская кровать с расшитыми разноцветными подушками, а в каждом сундуке храниться рукотворное приданое, будто завтра здесь девушку замуж отдают. Может где-то найдутся даже девять поясов от злых духов, красные суконные «чулки» и пайкас, вышитый бисером хозяйки этого дома? Вот женский уголок с кухонной утварью, а здесь недавно явно трудились над новыми сетями водские мужчины.


Этот дом удивителен уже тем, что гостям кажется, будто хозяева были здесь совсем недавно. Кажется, что на столе только что стояли и оставили свой аромат капустная рокка (щи), ржаной пиирагад (пирог) с грибами, сладковатая мяхча (кулага) и хмельной ылу (пиво). Кажется, в уголке у оконца только что вышивала яркий пояс монетками и ракушками молоденькая девушка. Вышивала да напевала «Куй мия казволин канайне»:

Как я росла курочка.
Стала девушка невестой.
Пяти братьев крайняя.
Шести братьев цветочек.

Кажется, будто хозяева просто ушли на веселый традиционный праздник.

Выгляньте в оконце, если снег лежит, значит пора Ряштогу отмечать или Рождество по-водски. Значит вечером хозяева будут осенять крестом все двери, окна, проемы и углы в доме, причем старший мужчина в доме положит при этом топор за пояс, чтобы злые духи еще год дом стороной обходили. А затем топор тот положат под общий семейный стол, да еще соломку постелют, чтобы на день мертвых души предков отдохнуть смогли.

Если за окном капель, значит, Энипяйвя или Пасха скоро. Значит, рано по утру соберутся вожане на самом высоком холме, чтобы вместе смотреть, как солнце встает и от радости «танцует». Значит, после Мааэнчаюз в гости ждать или праздник Вознесения – один из самых важных для вожан и самый трогательный. По старинным поверьям считалось, что в этот день родилась земля, а значит, в этот день ей надо дать отдохнуть. В святой день Мааэнчаюз строго запрещалось пахать, копать, сеять, собирать цветы, даже ходить по земле нужно было, мягко ступая и ни в коем случае не прыгая.


Большинство водских традиций пришли из тех самых глубоких, почти забытых веков. Несмотря на то, что водь достаточно рано приняла православие, древние традиции почитания природы очень гармонично переплелись с новой верой, сделали ее чуть более мирской, что много ближе и понятней человеку. Может, потому водский народ сохранил жизнерадостность и любовь к природе и ярким краскам.

Вот и про традиционный костюм вожанки можно отдельную историю рассказывать, настолько необычным он был. Он долго сохранял свое своеобразие, не подчиняясь влиянию финских и русских нарядов. Для каждой возрастной группы была своя характерная одежда. Девушки, замужние женщины, женщины с детьми и старухи отличались и костюмом, и головными уборами, и украшениями. Особенно важны были бусы в несколько рядов до пояса, которые как будто продолжались поясными украшениями с монетками и ракушками. Тяжелее всех бывало замужним вожанкам, потому как такие украшения весили по нескольку килограммов, но надежно защищали свою обладательницу от злых духов со всех сторон. А вот чтобы защитить семью от злых духов своего предыдущего рода, вожанка перед свадьбой брила голову и уже больше никогда не носила длинные волосы.


Ой, да и о свадебном водском ритуале можно ни один час рассказывать, ведь и длился он не один день. А потому дайте хранительнице немножко передохнуть, рассмотрите каждый предмет в этом уютном доме. Думается, что многие из них будут в диковинку городскому жителю. Говорят, что настоящие вожанки могли говорить без умолку, вот и хранительница через пару минут уже поведет вас к главной своей гордости – настоящим свадебным саням.

Кстати, свадебный ритуал начинался с того, что молодые проводили ночь в сарае и договаривались меж собой о свадьбе, а уж потом только шли к родителям за благословлением.

А чтобы узнать и увидеть больше, придется вам доехать в деревню Монастырьки к замечательной Валентине Федоровне. Вы же не рассчитывали, что мы расскажем вам все тайны Ватландии? Мы только направление указали…

А еще там недалеко Ижорский музей

 

Нет добавленных достопримечательностей