Серый Северный форт в сером северном ноябре
Апокалиптическое зрелище, после которого будет так приятно убежать домой, к теплым пледам, котам и чаю
Мы предложим вам сегодня странную прогулку. На Северо-Запад уже прокрался один из двух самых неприветливых месяцев в году. И если в сером-сером марте нет-нет да и пойдет снежок, то ноябрь – месяц отчаянно серый. Золотое великолепие лесов опало и превратилось в коричневую массу под ногами, деревья уснули, чтобы не стыдиться собственной наготы, небо окончательно заволокло таким неподвижным свинцом, что даже колючий и злой непредсказуемый местный ветер не в силах его расшевелить, а мутные волны залива сгибаются под собственной тяжестью. Ну, здравствуй, грусть!
И чем грустнее вам становится, тем больше пестрят ваши интернет ленты мотивационными постами, положительными эмоциональными установками и радостными фото с ожиданием снега и комментарием «скоро»… А мы вот хотим погрузить вас в качественный русский сплин. Погрузить по уши, а то и по самую макушку. Чтобы на контрасте даже самая маленькая радость показалась сто крат ярче и выразительнее. Поэтому отправляемся сегодня на прогулку на 1-ый Северный форт Кронштадта. Он и летом выглядит довольно угрюмо, а в ноябре превращается в настоящее олицетворение гнетущей печали, тревоги, запустения, пронзительного одиночества.
История 1-го Северного форта Кронштадта
Однажды мы уже задались целью точно посчитать все форты острова Колтин. Их 21, в том числе 7 Северных. Они были возведены на искусственных островах, чтобы полностью перекрыть проход к Петербургу по северному фарватеру.
Появились Северные форты много позже первых «петровских», во времена Крымской войны. Первоначально они назывались «Морская батарея №5» и в реальности особых оборонных возможностей против вражеского англо-французского флота не имели, потому что были построены на деревянных сваях прямо на воде. В результате пострадали они не от боевых действий, а от серьезного наводнения.
Только во второй половине XIX века было принято решение строить оборонную линию на насыпных островах. Руководил проектом знаменитый военный инженер Эдуард Иванович Тотлебен, имя которого носит один из кронштадтских фортов по сей день. В итоге равноудаленные друг от друга форты перекрыли орудийным огнем весь фарватер. Однако и это решение можно назвать временным, потому что к концу XIX века форты и их вооружение стали считаться устаревшими.
Во времена правления Николая II Северные форты полностью перестроили, залили толстым слоем бетона, оснастили мощным современным вооружением и прожекторами, выделили помещения под казематы. В целом, их площадь значительно увеличилась.
1-ый Северный форт или 1-ая Северная батарея (это корректное историческое название) получил в распоряжение 12 дальнобойных пушек, сгруппированных на двух бетонных массивах с двориками и поворотными механизмами, по шесть штук в линию, а также три дальномерных павильона для прицельного огня и огромный подъемный прожектор.
К тому же морская Северная батарея №1 стала единственной из семи, капитально реконструированной в бетоне и окруженной волноломом. В 1910 году к ней с земли была проложена дамба с железнодорожным сообщением. Однако уже в 1912 году, после появления передовых островных фортов «Тотлебен» и «Обручев», 1-ый Северный форт был полностью разоружен. Однако он еще один раз прекрасно послужил обороне города в годы Великой Отечественной войны. Отсюда велся прицельный зенитный огонь по атакующим вражеским самолетам. После войны и вплоть до 2002 года форт использовался как склад.
Прогулка по форту
Увидев форт сегодня, ослик Иа наверняка произнес бы свою знаменитую фразу: «Какое печальное, душераздирающее зрелище». Над мелкой рябью залива и проржавевшим камышом, под тяжелой небесной плитой, раскрашенной всеми оттенками серого, возвышаются мрачные останки некогда передового инженерного строения, покрытые мхом и пестрыми надписями, потрепанные не столько войнами, сколько временем и вандалами.
Уже на подъезде картина выглядит безысходной. Огромные ухабы разбитой дороги царапают дно низенькой машины со страшными звуками. Поэтому ее лучше пожалеть и оставить на обочине в том месте, где дорога поворачивает в залив. Под ноги здесь лучше смотреть даже чаще, чем в незнакомом лесу. Корней, конечно, нет, но каждый камень буквально жаждет, чтобы об него запнулись.
Громадина форта вырастает на глазах. Тяжелая, гранитно-бетонная, фундаментальная и жалкая одновременно. Так выглядит почти любая промышленная или военная заброшка. Летом эти стены прикрывает сочная зелень и цветочки. Сейчас они безобразно обнажены, а всё, что цвело и радовало глаз, пожухло, облетело, увяло. Хотя кажется, что именно так и должно быть, без прикрас, апокалиптично жутко. Даже несколько зловеще, хотя страшных тайн форт не скрывает.
Ветер свищет в пустых казематах и оружейных погребах, выдувает из здания остатки пребывания человека. Он путается в коридорах, бьется о сводчатые потолки, словно пытается взять вес тяжелых стен и с усилием выжать его вверх. Получается плохо и ветер злится, трубит из дверных проемов о том, что сдаваться не планирует.
Внутри помещений форта, в которые все еще можно попасть, привидения не водятся, но ощущения возникают неприятные. Звук шагов растворяется в бесконечной сырости и разбивается о низкие потолки. Форт был здорово запроектирован для защиты даже от случайных попаданий снарядов, но сегодня здесь сложно представить мужество бойцов, канонады, громкие и четкие приказы, от которых начинали работать невиданные внутренние механизмы. Сегодня здесь поселилась непомерная тишина, она заполнила форт изнутри настолько сильно, что даже жидкий свет, пробивающийся из маленьких окошек, не находит себе места.
Сверху форта на три стороны расстилается унылое пространство залива, который уже давно бы подпортил береговую линию, но старый волнолом и сегодня прекрасно выполняет поставленную задачу. Волны разбиваются о его каменную грудь и брызгами стараются посильнее зацепить реющих чаек. Грозные орудия форта, защищавшие город, давно исчезли с постаментов. Форт словно лишился главных украшений, обиделся и перестал следить за собственной красотой. Стены поросли редкой травой и кустами со сморщенными красными ягодами. Они милы на фоне запустения, но вернуть былого блеска, увы, не могут.
Картину дополняет бесконечный редкий дождик, мелкий и колючий. Он неприятно бьет по щекам, словно слезу вышибает. Словно намекает: «Хватит, нагулялись, нагрустились, пора к дому».
Как добраться на 1-ый Северный форт
Если вы не испугались столь странного приглашения на прогулку, не забудьте прихватить с собой дождевик, термос, фонарик и накопившуюся грусть.
А добраться на 1-ый Северный форт – легче легкого. На машине – по КАДу до съезда на Кронштадт, а затем сразу направо на грунтовку. На автобусе – из Петербурга в Кронштадт (101 и 101А), а затем – из Кронштадта в сторону форта Шанц на автобусе 2Кр (остановка «Караул») и после пешком по грунтовке.
Читайте также о фортах Шанц и Риф |
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Интересные места вокруг Луги за один день
- Тропа Петяярви: туда и обратно