Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Ленинградская область

Осенняя прогулка по долине реки Выбья

Анонс

Мы провели выходной день на Кургальском полуострове и прошли по экомаршруту «Долина реки Выбья и Лужская губа»

Техническое поле для сортировки

Солнечным осенним утром мы отправились на прогулку по экотропе «Долина реки Выбья и Лужская губа». Мы решили увидеть собственными глазами «европейский» вариант экологического просветительского проекта, который был открыт летом 2022 года.

1. Где находится и как добраться
  2. Начало прогулки
  3. Сосны, грибы и чашка чая с видом на залив
  4. Белые дюны и шум тростника
  5. Берег Финского залива
  6. Окончание маршрута

Где находится и как добраться

Экомаршрут «Долина реки Выбья и Лужская губа» проходит по части Кургальского заказника, который находится на одноименном Кургальском полуострове. Длина маршрута составляет 4,3 км. Дорога туда от Санкт-Петербурга займет около 2 часов. До Кургальского полуострова можно добраться как по трассе «Нарва» (свернув на 113-м км на Усть-Лугу), так и по Гостилицкому шоссе.

Мы все же рекомендуем первый вариант, так как Гостилицкое шоссе предлагает слишком много соблазнов для любопытного путешественника. По дороге вам встретиться и Лопухинка с радоновыми озерами, и древняя крепость Копорье. Но поскольку прогулка по экотропе у реки Выбья потребует у вас достаточно времени и сил, то лучше не отвлекаться на другие достопримечательности и рассмотреть их на обратном пути. Хотя можно и оставить это удовольствие для отдельного путешествия.

Заправив термос горячим чаем, а автомобиль бензином, мы устремились на встречу осеннему лесу. Надо сказать, что на дорогах Ленобласти чаще всего можно найти место для легкого перекуса, будь то заправка или местная кафешка, но мы всегда берем с собой термос и бутерброды. Почему они нам пригодились и в этот раз, расскажу чуть позже.

Трасса «Нарва» (раньше Таллиннское шоссе или «таллинка») обещает стать широкополосной современной дорогой, но пока реконструкцию прошла только ее часть. Так что, выехав на просторное шоссе, не обольщайтесь – не вся поездка будет быстрой. Тем не менее, утренняя воскресная «таллинка» не слишком загружена, и до Усть-Луги мы добрались меньше, чем за два часа.

Перед Усть-Лугой, но после путепровода, перекинутого через железнодорожные пути, дорога становится узкой. В этих местах будьте осторожны – идет «стройка века», потому там полно самосвалов даже в выходной день, а ведут они себя на дороге непредсказуемо. Кроме того, становится грязно, особенно это заметно в сырую погоду (мыть автомобиль перед поездкой не стоит). Но есть и плюсы: еще год назад дорога от Усть-Луги до деревни Выбье была разбита, а сейчас покрыта новеньким асфальтом.

Начало прогулки

Итак, мы у цели! Рядом с тропой, справа от дороги, обустроена парковка. Ее обозначает знак «P» сразу за выездом из д. Выбье. Стоит он на временном постаменте, поэтому если исчезнет, то ориентируйтесь на знак «Примыкание второстепенной дороги». Въезд на парковку находится практически напротив круто уходящего налево отворота в деревню.

Надо сказать, что на тропу есть два входа: один с парковки, расположенной до переезда через реку Выбья, другой – сразу за рекой. Мы все же советуем начать прогулку от парковки, а закончить ее можно как раз на другом берегу реки и вернуться к автомобилю, пройдя пару сотен метров вдоль дороги. К слову сказать, мы так и сделали.

Сосны, грибы и чашка чая с видом на залив

В начале пути лес кажется неприветливым: молодые сосны теснятся у дорожки, их ветви плотно сплетаются и кажется, что скоро они сомкнут свои ряды и закружат, и запутают незадачливого путешественника. В целом, отличное местечко для съемок страшной сказки. Но как в любой сказке, сначала нужно пройти испытание, чтобы увидеть чудо. И вот через сотню метров мы оказались в старом светлом лесу с высокими соснами и березами, вереском, алеющим черничником и, конечно, грибами.

Да-да! Грибами! Нас встретили полянки красных мухоморов, яркие сыроежки и семейки горькушек. А чуть дальше в зеленом мху прятались великолепные белые грибы. Их шляпки чуть виднелись над изумрудным ковром. Надо сказать, все это грибное изобилие завораживало и затягивало дальше в лес. Но мы проявили стойкость и решили держаться намеченного маршрута.

Весь путь первой части экотропы идет вдоль правого берега реки Выбья. И чем дальше мы уходили от начальной точки, тем теснее дорога примыкала к реке. Саму речку было почти не видно за желтеющим тростником. То там, то здесь из него вспархивали птицы, но делали это они так быстро, что мы не успевали не то, что их сфотографировать, но даже рассмотреть. И вот дорожка подошла вплотную к реке.

В этом месте через Выбью перекинут деревянный подвесной мостик. За мостом начинаются деревянные настилы. Надо сказать, что до моста и в местах, где нет деревянных настилов, дорожка экомаршрута отсыпана гравием. Если вы не собираетесь гулять по лесным тропинкам, то вполне можете пройти весь маршрут в удобной городской обуви. Хотя мы советуем все же надеть обувь, пригодную для лесных прогулок.

Мы не пошли через мостик, а продолжили прогулку по гравийной дорожке и не пожалели – она привела нас к месту отдыха на высоком берегу с видом на залив. Здесь нам и пригодился запас бутербродов и горячего чая. И хотя место для отдыха выбрано замечательно, но скамьи из грубого бруса меня не впечатлили.

Другое дело – уютный столик из бревнышек, жаль, что не нашлось возможности его реставрировать. Если вы соберетесь перекусить в этом месте, помните, что весь мусор нужно забрать с собой. Ни баков, ни урн на экотропе нет, так как остатки пищи привлекают животных.

Белые дюны и шум тростника

Отдохнув, мы вернулись к мосту и перешли на другой берег реки. Здесь мы оказались в песчаных дюнах, покрытых разноцветными мхами и лишайниками. Нас окружили низкорослые сосны, злаковые травы, редкие, а от того бросающиеся в глаза цветы. Тем временем совсем рядом продолжал шуметь сухой тростник. Но тихий разговор тростника с ветром так и остался бы незамеченным, если бы не «Комната тишины». Эта великолепная задумка (так же, как и «Рупор» на берегу залива), позволяет услышать то, что в обычной прогулке совершенно точно пропустишь мимо ушей. Именно то, зачем мы так часто и едем на природу в поисках спокойствия и умиротворения.

«Комната тишины» – это просто место у самой реки, где можно посидеть или полежать на деревянном настиле, помолчать и услышать, как шепчет тростник. И под этот размеренный тихий шум выбросить из головы все сиюминутные заботы, оставшись один на один лишь с тем, что вечно.

Берег Финского залива

Послушав тростник, мы продолжили путь по экотропе, которая привела нас к берегу Финского залива.

Был отлив. Вода ушла от берега, оголив песчаное дно, усеянное мелкими ракушками. На мокром темном песке уже успели оставить свои следы птицы. К слову сказать, большого разнообразия птиц увидеть нам не удалось, возможно, не сезон. Так что оставалось наблюдать за дорожками следов пернатых.

Недолгая прогулка вдоль залива привела нас к «Башне», забравшись на которую можно увидеть залив с высоты птичьего полета.

А дальше можно выйти снова к берегу реки Выбья и завершить прогулку, либо прогуляться по заказнику вдоль залива, но уже за границами экомаршрута.

Окончание маршрута

Мы же пошли к выходу по левому берегу реки и обнаружили, что попасть к обзорной вышке можно по сокращенному маршруту. Но пусть это останется загадкой, которую вы разгадаете на месте сами.

Вся прогулка заняла у нас 3,5 часа, но мы не спешили: искали грибы, пили чай, слушали тростник и шум волн, устроили неудачную фотоохоту на дятла, посчитали корабли и долго смотрели, как солнечный свет купается в искрящихся водах Финского залива и раскрашивает рыжиной иголки прибрежных сосен.

Хотите узнать о других экотропах? Читайте нашу статью: 32 экотропы Ленинградской области