Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Ленинградская область
3
ТАМ! / Ленинградская область / Статьи о туризме в Ленинградской области / Полузабытые народные промыслы Ленинградской области

Полузабытые народные промыслы Ленинградской области

Анонс

Побываем в отдаленных уголках, где прячутся веками ремесленные сокровища

Техническое поле для сортировки

Молочно-голубая гжель, черно-золотистая хохлома, лаковый палех со сказочными сюжетами, тончайшее вологодское кружево, северная чернь, невообразимо яркая филимоновская глиняная игрушка – все это знаменитейшие народные промыслы России, о которых знает каждый. Провели мы недавно небольшой опрос и выяснили, что народные промыслы Ленинградской области знакомы далеко не всем. Поэтому мы решили разобраться, какими ремеслами знаменит самый близкий к Санкт-Петербургу регион. Вы же про них слышали?

  1. Оятская керамика
  2. Ижорская (ямбургская) керамика
  3. Волховская роспись
  4. Шугозерская (пальинская) роспись
  5. Киришское (захожское) кружево
  6. Свирское кружево

Оятская керамика

Можем поспорить, что простенький красновато-коричневый горшок или крышка с незатейливым узором есть во многих домах. Несмотря на неказистый вид, от этих горшочков словно теплом и уютом веет. Жаркой печкой, духмяной кашей, парным молоком. Все потому, что пришли эти горшочки в наши городские квартиры с берегов реки Ояти, где, среди дремучего леса, издревле живет народ вепсов – искусных ремесленников.

народные промыслы ленинградской области

Крутые берега Ояти издавна славятся богатыми залежами высококачественной красной глины. Вот вепсы и начали использовать ее в бытовых целях, лепили различную домашнюю утварь. Работали по вечерам всей семьей. Женщины месили глину, мужчины вытягивали формы и обжигали сосуды, а дети готовили мелкие детали. Краски использовали тоже только натуральные. Потому в оятской керамике используется пять цветов: черный, белый, желтый, зеленый, синий.

народные промыслы ленинградской области

Их умения приметил немецкий промышленник Фок, лесная мануфактура которого прогорела. Вот он и открыл производство керамики с привлечением вепсских мастеров. Дело было в XVIII веке. Тут, как раз на руку промышленнику, в Зимнем дворце пожар случился, и почти сразу Фок получил огромный заказ от императорского двора. Рынок сбыта в Петербурге, а затем в Финляндии и Европе оказался колоссальным, Фок только и успевал новые мастерские открывать. Правда и на его гончарно-фарфоровой мануфактуре большой пожар случился. Производство выгорело настолько, что восстанавливать его не решились. Так старинное гончарное искусство расползлось опять по семейным артелям.

народные промыслы ленинградской области

Сегодня оятскую керамику производят традиционным способом в селе Алеховщина Лодейнопольского района. В Алеховщинском центре ремесел можно попасть на мастер-классы по формованию на гончарном круге, росписи, лепке свистулек.

Ижорская (ямбургская) керамика

Еще более простой, но не менее теплой, выглядит старинная ижорская керамика. Все та же домашняя утварь – горшки, крынки, кружки да тарелки.

Гончарный промысел ижорского народа находился в другом конце сегодняшней Ленинградской области, в деревне Большое Стремление. В начале ХХ века здесь работали около сотни семейных гончарных мастерских, которые обеспечивали глиняными изделиями всю губернию. Но ижор становилось всё меньше и простая лаконичная ижорская керамика была забыта.

Лишь спустя сто лет, на старинную ингерманландскую землю пришёл мастер с добрым сердцем, нашёл в земле разбитые черепки и воссоздал не столько забытый промысел, сколько часть истории маленького народа. Сегодня центр ижорской керамики находится в деревне Вистино Кингисеппского района. Здесь также можно побывать на мастер-классах.

Читайте подробнее: Ижорская керамика: когда хочется простоты

Волховская роспись

Чтобы отличить традиционную волховскую роспись по дереву от остальных, нужно обратить внимание на следующие элементы. Удивительную насыщенную, радужную яркость красок с эффектом игры солнечного света на растительных элементах, благодаря белым прожилкам – «оживкам». Особые градиентные мазки с тонким переходом цвета, которые получаются, поскольку мастер набирает на кисточку не один цвет, а сразу несколько. И, наконец, обязательный центральный элемент – крупный «волховский» розан.

народные промыслы ленинградской области

Волховская роспись по дереву известна с XIX века. Занимались ею в деревенские мастера на правобережье реки Волхов в местности под названием Спасовщина. Благодаря сохранившимся в музейных коллекциях предметам, можно понять, что волховская роспись не всегда была такой яркой и насыщенной. Новые краски появлялись по мере роста мастерства народных художников.

В стародавние времена особенно ценились волховские расписные именные прялки-золоченки и праялки-крашенки. По периметру от центральной композиции с розаном располагалась темная полоса, на которой жёлтыми или золотыми буквами писали имя хозяйки изделия, а иногда и мастера. В начале ХХ века традиция изготовления прялок стала угасать, а вместе с ней чуть не исчезла и волховская роспись.

Ее начали возрождать в 1960-е годы прошлого века. Сегодня в Волхове работает небольшая артель традиционной росписи домашней утвари, а волховская роспись получила статус «народного художественного промысла».

Шугозерская (пяльинская) роспись

Увидеть шугозерскую роспись сегодня не очень просто, в каждом доме она не встречается. Но, когда увидите, сразу поймете – это она. Ведь главным элементом этого старинного художественного промысла является птица с синим оперением крыльев и веткой ягод в клюве – «Птица счастья», так называют ее мастера. Согласно легендам, которые бытуют до сих пор в современном Тихвинском районе, птица это строгая, но справедливая, приносит счастье и помогает добрым людям. Например, может накормить ягодами заплутавшего в лесу человека и вывести его к дому.

Появился этот промысел относительно недавно, в конце XIX — начале XX вв. Мастера жили на исторически сложившейся территории, прилегающей к Шугозерским озерам, расположенной в верхнем течении реки Паши да ее притоков Пяльи и Явосьмы, что в 70 километрах от Тихвина.

народные промыслы ленинградской области

Домашнюю утварь, в основном также прялки, расписывали в трех разных техниках. Сложная и дорогая отличалась наличие таких элементов, как птицы и пышные букеты. Вариант попроще окрашивался в синий или красный цвет и украшался геометрическим орнаментом. Была также трафаретная роспись. На любой кошелек, как говориться.

Шугозерская роспись также была почти забыта, когда прекратилось изготовление прялок. Современная творческая мастерская, где возрождают промысел, появилась в поселке Шугозеро Тихвинского района на базе досугового центра в 2018 году.

Киришское (захожское) кружево

Кружево не самый популярный и весьма недешевый нынче промысел. Однако он добавляет изысканности и своеобразия и интерьеру, и одежде. Говорят, что отличить киришское кружево от вологодского просто, нужно только разбираться в базовых элементах плетения. Фирменными узорами киришского кружева считаются «курья лапа», «звездочка с ободами», «лопаточка» и «медвежья лапа». Что ж, непосвященным, вероятно, остается только внимательно рассмотреть кружевной предмет.

народные промыслы ленинградской области

Появилось киришское кружево в группе деревень, которую местное население называло Захожи. Поэтому правильнее называть его зажохским. Согласно одной из версий происхождения названия местности, люди заходили сюда либо случайно, когда сбивались с пути, ведущего к пристани на реке Волхов, либо спасаясь от набегов.

По легенде, плести кружево жителей Захожья в конце XVIII века научили приезжие вологодские крестьянки, чьи мужья тем временем возводили часовни в окрестностях нынешних Киришей. Дело это было трудоемкое, но прибыльное, ведь столичные барышни ждали с нетерпением и салфетки, и шарфы, и занавески, и кружевные платья да пальто с модными рисунками. Захожское кружево продавали в Санкт-Петербурге, Новой Ладоге и Тихвине.

В 1922 году была создана кружевная артель, с 1931 года она начала называться киришской, в связи с переносом центра в другой поселок. Артель не работала только в годы войны, пока Киришский район был в оккупации. Тончайшие работы киришских мастериц можно встретить в известных музейных коллекциях. В конкурсном отборе Фонда президентских грантов для НКО на 2022 г. поддержку получил и проект сохранения традиций захожского (киришского) коклюшечного кружева.

Свирское кружево

Мастера-кружевницы и простые любительницы все спорят между собой называть ли кружевом только то, что соткано с помощью коклюшек или можно и вязание крючком также именовать кружевным промыслом. Это к тому, что одно из самых старых ремесел нашего края – свирское кружево – как раз крючком и вяжется.

Согласно преданию, традиции кружевоплетения были занесены сюда в начале XVIII века женами голландских корабелов, прибывших в Лодейное Поле для строительства на реке Свири кораблей будущего Балтийского флота. Историки подтверждают, что это и не предание вовсе, что в узорах можно проследить несвойственные для русского кружева элементы: восьмиконечные звезды, заостренные с одной стороны овалы, которые называют «семечком карельской сосны» и треугольные язычки, связанные с природой и верованиями изначально другой культуры. Эти узоры уже местные рукодельницы потихоньку адаптировали под русский колорит, но геометрия кружева сохранялась.

Судя по имеющимся данным, кружевом украшались полотенца, одежда, особенно подолы рубах, праздничные передники. Но и это ремесло ждало практически полное забвение. Возрождать его энтузиасты начали в 1990-х годах в Лодейном Поле, по образцам из Русского музея.

народные промыслы ленинградской области

Современной ассортимент состоит из скатертей, салфеток, шалей, мерного кружева, полотенец, которые изготавливаются из льна и хлопка. Своеобразной визитной карточкой являются панно с изображением кораблей, которые строились на Олонецкой (Лодейнопольской) верфи, с которых это кружево и повелось. В 2018 году свирское кружево стало главным сувенирным брендом Ленобласти.

Нет добавленных достопримечательностей