Удивительный Куркиёки: музей «Кирьяж», усадьба Сонка и другие достопримечательности
Прогулка по карельскому посёлку, который когда-то был городом
В посёлок Куркиёки мы попали почти случайно. Дорожный знак на трассе «Сортавала» указывал направление к музею «Кирьяж». Загадочное название, созвучное граду Китеж, пробудило интерес, и решение было принято мгновенно: «Едем!»
Дорога до посёлка была настолько живописна, что не возникло и тени сомнения в правильности нашего выбора. Темные тучи цеплялись за вершины стройных сосен, которые плотными рядами вырастали из гранитных скал.
Дорога петляла и напоминала настоящий горный серпантин. И вдруг за очередным поворотом показался посёлок Куркиёки. Он расположился в окружении скал в устье реки Куркийоки – там, где она впадает в Куркийокский залив Ладожского озера.
- История Куркиёки
- Музей «Кирьяж»
- Усадьба Сонка
- Другие достопримечательности Куркиёки
- Интересные факты
История Куркиёки
Небольшой экскурс в прошлое Куркиёки поможет лучше понять это местечко, ведь его история хранит немало интригующих сюжетов.
«В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескый и Кюлоласкый, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород».
Новгородская Первая Летопись
Так гласит первое упоминание о поселении Куркиёки, тогда называвшееся Кюреским погостом. И хотя это событие произошло в XIV веке, человек пришел сюда гораздо раньше. Следы самых древних поселений в этих местах относятся еще к VII-III тысячелетиям до нашей эры, найденные захоронения эпохи викингов – к IX-XI векам, а финский историк [su_tooltip style=»light» position=»north» shadow=»yes» rounded=»yes» content=»знаменитый исследователь истории Карелии (1927-2018)»] Хейкки Киркинен [/su_tooltip] считал, что православный храм в Куркиёки стоял уже в XIII веке. Так что места эти необыкновенные, с глубокой историей, которые еще ждут своих исследователей.
Самое распространенное мнение гласит, что «Куркиёки» – слово финское, и переводится оно как «журавлиная река». Также известно, что это название впервые появляется в шведских налоговых книгах XVII века, так как в 1611 году Карельский уезд был завоеван Швецией, а после 1617 года отошел к Швеции по Столбовскому мирному договору.
До того, в Писцовых книгах XVI века, поселение упоминается как Кирьяжский погост. А еще сохранилось такое донесение шведского полководца Германа Флеминга, отправленное своему королю в 1572 году:
«В центральной слободе Кирьяжского погоста мы обнаружили две красивых церкви и монастырь. Сожгли все…устроили русским кровавое рождество.»
Есть и другое мнение, что слова «кюреский», «кирьяжский» и «куркиёки» созвучны, и, возможно, восходят к одному карельскому топониму, о котором поговорим чуть позже.
В 1668 году поселение становится шведским городом, который называют Кроноборгом. Здесь шла большая торговля, в том числе и контрабандная. (Это название имело официальный статус до 1917 года, тогда финны официально переименовали посёлок в Kurkijoki).
После Северной войны в 1721 году Пётр I вернул карельские земли России, а дальше начинаются несколько веков истории, которые не уложить в один небольшой рассказ, а лучше приехать в Куркиёки и узнать все подробности в музее «Кирьяж».
Музей «Кирьяж»
Как вы уже поняли, название музей «унаследовал» от старинного Кирьяжского погоста, упоминания о котором можно найти в документах средних веков. Что же такое «кирьяж» — слово, которое показалось нам таким созвучным имени легендарного града Китежа? Говорят, что в древних сагах шведы называли карел «кирьялами», а значит, «кирьяж» вполне может быть названием страны карел, то есть Карелии.
Однако откуда древние шведы заимствовали это слово? Не у карел ли они его подслушали? И может быть, действительно, слова «кирьяж» и «китеж» объединяет их происхождение. Но мы увлеклись историческими фантазиями, а ведь речь идет о современном музее.
Музей «Кирьяж», муниципальное учреждение культуры «Куркиёкский краеведческий центр», посвящен историческому и культурному коду Карелии.
Там вы оказываетесь в удивительном познавательном пространстве, где живет дух «царства камня, воды и дерева» – Карелии. Музейные экспозиции проводят гостей через исторические вехи этих мест, рассказывают о богатствах, которые хранит земля, о своенравном характере Северо-Западного Приладожья и его природы, обрядах карел, легендарном эпосе и старинных ремеслах, и конечно, о том, каким был посёлок Куркиёки – город Кроноборг – Кирьяжский погост, какими были люди, чем они занимались, во что верили, что любили.
У входа в музей гостей встречает огромная голова Випунена – древнего великана и хранителя тайных знаний. Если аккуратно, не потревожив сон колдуна, разгадать загадку рун, то можно найти интересные артефакты и понять, как устроен мир Кирьяжа.
«Берестяные грамоты», развешанные вокруг головы Випунена, поведают вам историю Карелии – несколько тысячелетий пролетят перед глазами за несколько минут. А дальше интереснее – о войнах и мирных договорах, о вере, о торговле, об исходе карел во времена шведского правления и многом другом.
Отдельный зал посвящен ритуальной традиции карел, другой – древней истории, дальше представлены ремесла, быт, и там даже есть «музей лишайников».
Надо отметить, что все залы музея «Кирьяж» великолепно оформлены. Большое количество дерева в интерьере, деревянные предметы в экспозиции создают ту самую особенную карельскую атмосферу истинной любви к окружающему миру. И при этом в музее удалось совместить традиционную культуру с современными трендами – обратите внимание на выразительные инсталляции и интерактивные экспонаты.
Конечно, в музее можно узнать и о знаменитостях, бывавших в Куркиёки, например, об архитекторе Ларсе Сонке.
Усадьба Сонка
В Куркиёки находится единственное в России здание, построенное известным финским архитектором Ларсом Сонком.
Чем же так знаменит этот Ларс Сонк?
Он творил на рубеже XIX и XX веков в уникальное для Финляндии время подъема национального духа и культуры. Тогда стал популярен народный эпос «Калевала», расцветала поэтическая среда, Я. Сибелиус восхищал современников новым «словом» в музыкальных сочинениях, и утверждалась национальная архитектура. Ларс Сонк стал одним из основателей архитектурного стиля «национального романтизма», который обращался к традиции финского и карельского зодчества. Интересно, что именно в Карелии, на земле Калевалы, черпали вдохновение финские архитекторы того времени, изучая старинные постройки и наблюдая за особенностями местной природы.
И нам очень повезло, что одно из произведений Ларса Сонка находится на нашей земле. А открылось это не так давно. В конце 1980-х годов усадьбу планировали снести, тогда еще не знали, что она станет домом-музеем и памятником регионального значения.
А случилось это благодаря стараниям неравнодушных людей – семье Ивановых из Санкт-Петербурга, которым удалось приобрести дом в начале 1990-х, провести настоящее расследование, узнать его историю и спасти усадьбу, построенную по чертежам известного архитектора.
Как удалось выяснить современным хозяевам и спасителям усадьбы, Ларс Сонк построил ее в 1914 году для своего двоюродного брата Карла Сонка. Карл Сонк жил и работал в то время в Куркиёки («В Кроноборге», — поправит нас внимательный читатель и будет прав). Потом судьба усадьбы складывалась непросто – там были ясли, совхозная контора, общежитие для сезонных рабочих. В результате, дом был на грани гибели.
А что сейчас? Сейчас перед вами предстанет симпатичный дом в бордовых тонах с окнами разнообразных размеров и форм, белыми наличниками и крышей, покрытой черепицей. Интерьеры дома также удалось реставрировать. Там принимают постояльцев и проводят экскурсии по предварительной записи.
Усадьба Сонка уютно расположилась на холме, над речной долиной, в окружении столетних лиственниц и пихт и всегда рада новым гостям и старым друзьям.
К сожалению, усадьба требует дальнейшего обследования и продолжения реставрации. Она ждет новых неравнодушных к ее судьбе людей.
Кстати, мнение, бытующее на просторах интернета, что усадьба Сонка в Куркиёки – единственное деревянное здание, построенное архитектором, неверно. Сонк был мастером деревянного зодчества и построил ряд деревянных дачных домов в Финляндии. Некоторых из них можно увидеть и в наше время, например, виллу Айнола в Ярвенпяя (не путать с виллой Айнола в Зеленогорске) или виллу Хэллберг в Мариехами.
Другие достопримечательности Куркиёки
Посетив музей «Кирьяж» и усадьбу Сонка, полюбуйтесь живописными видами Куркиёки – посёлка, расположенного у самой кромки залива Ладоги между скал, заросших соснами.
В центре поселка вы найдете место, где раньше была кирха. Она сгорела в конце прошлого века, оставив после себя фундамент. А перед ним памятники, павшим войнам. Кстати, до Великой Отечественной войны в Куркиёки был и православный храм, но его то ли разобрали на дрова сразу после войны, то ли он сгорел во время войны.
Прогуляйтесь вниз по улице мимо деревянных домов. Это сохранившаяся застройка конца XIX – начала XX веков: почта, банк, городская управа, аптека. Спуститесь к берегу залива – там у кафе есть стенд с картой посёлка и маршрутами для пешей и велосипедной прогулок.
Еще можно дойти до таинственной горы Линнамяки – это памятник природы и археологии. Там настоящий дендрарий с пихтами, лиственницами и разными необычными соснами, а также древнее городище.
А теперь, отдав дань уважения, этому историческому карельскому месту, пожалуй, можно отправляться дальше.
Интересные факты о Куркиёки
Итак, в Куркиёке:
- жители судились с самой Екатериной Великой после того, как она в 1775 году отобрала статус города у Кроноборга, но отсудили только право проводить ежегодную ярмарку;
- был Кроноборгский сельскохозяйственный институт: в 1873 году при Александре I здесь открыли школу земледелия, которая в 1909 году стала институтом (кстати, там работал брат Ларса Сонка, а сейчас находится музей «Кирьяж»);
- жил и работал «король лишайников» – известный биолог-лихенолог Вели Рясянен (1888–1953), который описал более 350 видов местных лишайников;
- родились второй президент Финляндии Лаури Кристиан Реландер (1883–1942) и 3-кратный Олимпийский чемпион по лыжным гонкам Вейкко Хакулинен (1925–2003);
- растут деревья, несвойственные карельской природе: пихты, сибирские лиственницы, сибирские и горные сосны, которые столетие назад высаживали студенты сельхозинститута и даже сам «король лишайников» Вели Рясянен;
- есть каменные лабиринты, но они новоделы. Зачем это было нужно? Спросите у тех, кто их выкладывал. Карелы издревле поклонялись деревьям (не камням) так же, как и вожане, и вепсы.
Автор: Вера Шаповалова
Читайте также: Семь исторических деревень недалеко от Петрозаводска |
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Интересные места вокруг Луги за один день
- Тропа Петяярви: туда и обратно