Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Ольга Семёнова
7
ТАМ! / Блоги / Ольга Семенова / Зимний гром над Невой

Зимний гром над Невой

Анонс

Статья моего деда, Антонина Павловича Петрова, об участии в операции «Искра»

Техническое поле для сортировки

Завтра, 27 января 2024 года мы будем в 80-й раз отмечать день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Храним историю — значит помним. Историю той войны хранит уже не одно поколение. И в каждой семье рассказывают историю своих героев, каждая из которых стала частью одной большой Победы.

Это воспоминание — лишь одно из миллионов. Посвящаю его своим дедушкам и бабушкам.

Я часто приезжаю сюда. Вот уже четыре десятка лет. Как бы: ни чувствовал себя, какая бы непогода на дворе ни стояла — откладываю 18 января все свои дела, сажусь в автобус и еду в Марьино, к Ладожскому мосту.

До самого моста обычно не доезжаю. Прошу водителя высадить меня примерно километра за полтора до него. Дальше иду пешком. По обе стороны дороги — лес. Впереди за деревьями видна Нева. Она в этом месте не очень широкая, около шестисот метров. Как-то, уже после войны, решили с однополчанами перейти ее по льду. Ушло на этот переход у нас всего несколько минут. А тогда в сорок третьем…

…Уже больше месяца стояли мы у Невы. Мы — это три зенитные батареи 189-го зенитного артполка. Осенью сорок второго года несколько подвижных групп нашего полка, защищавшего город от воздушных налетов врага, были приданы 136-й стрелковой дивизии.

До этого наш полк стоял в Девяткине. И вот отсюда три зенитные батареи должны были за одну ночь преодолеть расстояние в несколько десятков километров, чтобы прибыть в расположение частей 136-й стрелковой дивизии. Неимоверно трудными были эти километры. Не выдерживала техника, несколько тракторов у нас по дороге вышли из строя. Дороги-то ведь были разбиты…

По пути мы встретили еще немало частей. Они тоже шли в сторону Шлиссельбурга. При этом не было слышно ни разговоров, ни постороннего шума. Передвижение частей проходило скрытно.

Никто тогда еще не знал о готовящемся наступлении, об операции «Искра». Правда, все чувствовали, что должны произойти какие-то перемены на фронте. Несмотря на то, что по-прежнему было плохо с продуктами и фашисты отнюдь не ослабили своего натиска на город, никто не сомневался, что блокада будет прорвана и что произойдет это скоро.

Деревня Пильня Мельница, что у Марьино, напротив которой мы стояли теперь, находилась на высоком берегу. Зима сорок второго — сорок третьего годов была морозной. К тому же фашисты постоянно заливали свой берег водой, так что он превратился в своего рода ледяную крепость. Мы это знали и у себя на берегу каждый день по нескольку часов «штурмовали» такую же горку, репетировали. Конечно, так, чтобы фашисты не видели.

В землянках у нас постоянно подогревались баки с машинным маслом и водой. Ведь в любой момент мог прозвучать сигнал тревоги, а на морозе они застывали быстро…

Узнали мы об операции «Искра» вечером одиннадцатого января. В приказе было указано время наступления, каким войскам туда двигаться. Ни один человек в ту ночь глаз не сомкнул. Решили: сначала выбьем фашистов с нашей земли, освободим Ленинград – потом можно будет и отдохнуть.

И вот — утро двенадцатого января. В 9 часов 30 минут заговорила артиллерия. А потом пошли в атаку наша пехота, танки.

В три часа дня наша батарея уже на левом берегу. Фашистов оттуда выбили. А с тыла их «поджимали» войска Волховского фронта. Но прошло еще семь дней, прежде чем мы смогли окончательно прорвать кольцо вражеской обороны.

Все эти семь дней нам то и дело приходилось вступать в бой. Немцы вели беспрерывные воздушные атаки. Они пытались разрушить лед на Неве и тем самым отрезать наступавшие части советских войск от тех, что остались на правом берегу Невы.

Эти дни были для нас, пожалуй, самыми трудными за все военные годы. И очень счастливыми. Мы понимали, что до полного освобождения города от блокады еще далеко. Знали: фашистские захватчики будут отчаянно сопротивляться. Но знали также и то, что после операции «Искра» им здесь головы уже не поднять. Неудержимым было наступление наших войск.

Антонин Павлович Петров ушел на фронт 22 июня 1941 года. Служил в 189-м зенитно-артиллерийском полку. Награжден орденами и медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги», которую он получил в 1943 году за участие в операции «Искра». Этот пожелтевший листок газеты с его воспоминаниями об той великой битве, мы бережно храним в семье.

Его внучки: Александра и Ольга

Нет добавленных достопримечательностей