Все достопримечательности Дороги жизни
Мы привыкли связывать эту трассу с памятными местами военных лет, но здесь есть и другие интересные достопримечательности
Все мы любим истории: добрые, грустные, правдивые, невероятные. Из них состоит вся жизнь. Даже в путешествия мы отправляемся ради историй: чтобы узнать чужие, а потом рассказать своё видение и ощущения. Чтобы стать частью истории и сделать историю частью своей жизни. По-научному это называется исторический туризм. Но вряд ли мы думаем об этом, собираясь в поездку. Нас манит память места. Одна из самых памятных трасс под Петербургом называется Дорога жизни, где даже каждый километр обозначен каменной стелой, чтобы напоминать ее важности. Дорога жизни тянется от границы города до берега Ладожского озера, от Ржевки до Осиновца. Чаще всего она ассоциируется с трагическими событиями Великой Отечественной войны. Но все-таки дорога эта гораздо более древняя, а значит хранит и другие истории. Сегодня мы постараемся увидеть все достопримечательности Дороги жизни и вспомнить их истории.
- 1-й км, справа – Регулировщица
- 3-й км, слева – Цветок жизни
- 6-й км, справа – Балтийский крылья
- 7-й км, слева – Усадьба Приютино
- 9-й км, справа – Дом авиаторов
- 10-й км, слева – Румболовская гора
- 10-й км, слева – Заброшенный парк усадьбы Рябово
- 11-й км, слева – Спасская церковь
- 11-й км, справа – Полуторка, Парк воинской славы, Вечный огонь
- 12-й км, справа – Исторический участок Дороги жизни
- 17-й км, справа – Катюша
- 29-й км, слева – 200-летний дуб
- 30-й км, справа – Усадьба Корфов
- 31-й км, справа – Братское воинское захоронение
- 40-й км, прямо и справа – Разорванное кольцо, Музей «Штаб Дороги жизни»
- 45-й километр (слева) – Осиновецкий маяк, Музей «Дорога жизни»
1-й км, справа – Регулировщица
Первое памятное место на Дороге жизни находится еще в городской черте, в районе Ржевки, сразу за КАДом, рядом со стелой «1-й километр». Здесь на постаменте замерла девушка-регулировщица. Одна из тех, что стояли с флажками и фонариками вдоль всей Дороги жизни, чтобы указывать движущимся машинам правильное направление. Стояли в любое время суток, в любую погоду, на льду Ладоги, под обстрелами, чтобы дать возможность привезти в город продовольствие и увезти его жителей в эвакуацию. Считается, что прототипом памятника послужила история Веры Роговой, которая прослужила регулировщицей почти полтора года. В одном из интервью она вспоминает: «Регулировщиц на Ладоге называли богинями. А как мы были одеты? Ватные брюки, телогрейка, сверху полушубок, потом маскхалат. Да ещё ремнём подпоясаны. «Какая ты богиня? — подначивала одна девчонка другую. — Нос красный, как свёкла, раздутый, губы толстые, лицо замороженное. Черти, наверное, и те краше».
3-й км, слева – Цветок жизни
Это место на Дороге жизни называют самым пронзительным, ведь он посвящен памяти детей, на долю которых выпало жуткое испытание блокадой. Здесь, в окружении 900 белоснежных берез с ярко-красными галстуками, высится каменная ромашка со словами «Пусть всегда будет солнце», а Аллея дружбы приводит к самому скорбному месту. На каменных плитах навсегда застыли знаменитые, полные невидимой боли слова из дневника Тани Савичевой, вплоть до самых последних: «Савичевы умерли, осталась одна Таня».
6-й км, справа – Балтийский крылья
Здесь из земли торчит хвост военного самолета, словно на полной скорости врезавшегося в нее после жестокого боя в небе. На этом месте два военных года располагался аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском море, но храбро защищавших транспорт, идущий по Дороге жизни от налетов вражеской авиации и неожиданных бомбежек. Немцы были удивлены и озадачены появлением Дороги жизни. Даже начальник генерального штаба Вермахта Франц Гальдер вспоминал в военном дневнике «Действительно, по Ладожскому озеру проложен путь по льду, по которому осуществляется сообщение с Ленинградом». Дорогу ежедневно и непрерывно патрулировали самолеты Балтийского флота, состав которых менялся в зависимости от погодных условий и действий вражеской авиации. Обычно в группах бывало от 3 до 9 самолетов. Это требовало от летного состава большого напряжения, так как количество вылетов на одного летчика доходило до 3-4 в день.
7-й км, слева – Усадьба Приютино
Эта остановка в пути отсылает в историю гораздо более давнюю. Прямо у обочины шумного шоссе расположилась тихая усадьба, принадлежавшая директору Публичной библиотеки и президенту Академии художеств Алексею Николаевичу Оленину. Это одна из самых близких к городу старинных усадеб, которая была отстроена к 1805 году. Сюда стремились приехать за умиротворением и в поисках музы Батюшков, Грибоедов, Брюллов, Венецианов, Толстой, Глинка и ещё бесконечный список известных фамилий. Одной из печальных историй, связанных с этим местом, является судьба сына Олениных – Николая. Когда-то в ходе строительства родители и дети высадили в саду молодые дубки. Один из них, посаженный Николаем, полностью засох после его гибели под Бородино. На месте дерева, в память о сыне, была установлен монумент в виде пирамиды.
Читайте также: Усадьба директора Публичной библиотеки |
9-й км, справа – Дом авиаторов
Интерактивный музей в честь военных лётчиков, защищавших небо блокадного Ленинграда и Дорогу жизни, открылся в 2019 году, на пересечении Колтушского шоссе и Дороги жизни, на углу от начала подъёма на Румболовскую гору. Здесь, в здании старинной сыроварни, с 1941 по 1944 годы, жили лётчики 26-го и 27-го гвардейских истребительных авиаполков и 1-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота. За успехи в ходе боевых операций 43 лётчика получили звание героя Советского Союза, поэтому здание прозвали «Домом 43 героев». Помимо макетов самолётов и авиабомб, здесь можно увидеть интерактивные карты боевых действий. Посетители могут побывать в интерактивной кабине самолёта и совершить полёт над Дорогой жизни в «режиме реального времени», то есть слышать гуд двигателей, переговоры пилотов и звуки воздушного боя. Сами 43 героя предстают в полной аутентичной лётной экипировке. А во дворе здания до сих пор растет березка, которую посадил лётчик Василий Гречишников, погибший в октябре 1941 года.
10-й км, слева – Румболовская гора
Первая часть монумента. Памятное место, прославляющее стойкость и мужество защитников города, находится прямо около трассы, на подъеме в гору. Четыре огромных дубовых листа символизируют силу советских воинов, а четыре лавровых листа – вечную славу и людскую память, которую заслужили их подвиги. Чуть ниже под ними стоит маленький желудь, олицетворяющий надежду на возрождение жизни. У основания обелиска — стела с четверостишием Ольги Берггольц:
Дорогой Жизни шел к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
10-й км, слева – Заброшенный парк усадьбы Рябово
Чуть выше монумента, на самой Румболовской горе расположился старинный, но очень заброшенный усадебный парк. Старый парк, здание сыроварни, где теперь расположен Дом авиаторов да стены конюшни на улице Шишканя – это все, что осталось от усадьбы Рябово, построенной еще в XVIII веке. Владельцами этих земель в разное время были граф Александр Меньшиков, граф Эрнст Бирон, граф Владимир Фредерикс, а также семейство дворян Всеволожских. Последнее значительное строение – усадебный дом, сгорело в 1927 году. Однако сохранилось множество историй о подземельях в Румболовской горе, которые доходили чуть ли не до Колтушей. В 1984 г. здесь был даже найден один из фрагментов подземного хода. В ходе сложных подземных работ были расчищены завалы и открыты новые подземные залы. Также были обнаружены: подземная дренажная система, фрагменты бревенчатого настила, подобие штольни, целиком заваленной глиной. Назначение этих подземелий и время их создания не установлены.
11-й км, слева – Спасская церковь
Храм Спаса Нерукотворного Образа был возведен в самом начале ХХ века над усыпальницей дворянского рода Всеволожских. Его строительство было одним их последних волеизъявлений статского советника Петра Александровича Всеволожского, владельца здешней мызы, председателя Шлиссельбургского дворянства, основателя поселков Рябово и Всеволожский, устроителя Ириновской железной дороги. В память о муже Елена Васильевна Всеволожская распорядилась построить храм не вполне обычного облика. Восьмигранный шатер со стрельчатыми окнами и элементами готической архитектуры возводился по образу церкви в фамильной усадьбе Кочубеев в украинском селе Диканька. Все дело в том, что Елена Васильевна происходила из рода Кочубеев.
11-й км, справа – Полуторка, Парк воинской славы, Вечный огонь
Вторая часть монумента на Румболовской горе. Здесь находится памятник машине-солдату, знаменитой «полуторке», которая стала главным средством передвижения по Дороге жизни. Свое легендарное название машина получила потому, что имела грузоподъемность до полутора тонн. Официально грузовик назывался ГАЗ-АА и собирался на Горьковском автозаводе по чертежам компании «Форд». Легкая и верткая машина не боялась ни ладожского льда, ни вражеских снарядов. Благодаря ей в осажденный Ленинград были доставлены сотни тысяч тонн различных грузов, были спасены жизни сотен тысяч жителей. Но памятник говорит и о тех, кто из рейсов не вернулся, ведь Дорогу жизни бомбили нещадно и неустанно. Кстати, вторая «полуторка» стоит на противоположном берегу Ладоги, у деревни Дусьево. А на Румболовской горе, сразу за памятником, расположены также большое мемориальное захоронение бойцов Красной Армии с вечным огнем и парк воинской славы, где можно увидеть настоящий бомбардировщик.
12-й км, справа – Исторический участок Дороги жизни
Сегодняшняя трасса А-128, которой присвоено памятное название Дорога жизни всего лишь приблизительно совпадает с дорогой, которая тянулась на 45 километров от Ржевки до Осиновца. С той проселочной дорогой, вымощенной булыжником с затертом году, по которой в блокадный город, подпрыгивая на каждом ухабе, ехали полуторки с хлебом. Небольшой участок исторической дороги сохранился лишь на съезде с стелы за 12 километре. Здесь установлены всего три небольшие таблички, которые наглядно демонстрируют: направление на Ленинград, куда было привезено 1 500 000 тонн грузов и направление на Кобону, куда были вывезены 1 200 000 ленинградец. А посередине скромная надпись, которая подгоняла каждого водителя: «Чем больше рейсов – тем быстрее победа над врагом».
17-й км, справа – Катюша
В том месте, где трасса немного петляет между деревнями Корнево и Углово, возвышаются и грозно смотрят в небо пять стальных балок. Такое визуальное воплощение, видимое издалека, стало символом знаменитой победоносной реактивной установки «Катюша», увековечить которую решили трудящиеся предприятий Ждановского р-на Ленинграда в 1965 году. Памятник был сооружен на общественных началах в том месте, где во время блокады стояла батарея, прикрывавшая аэродром и Дорогу жизни. Ходят споры, что этот памятник не вполне удачно демонстрирует реактивную установку, но создан он был по веление большой трудовой души и на вечную память, а потому относится к нему нужно снисходительнее. И, несмотря, на грозно смотрящие в небо «орудия», вспоминается здесь грустный и лирический фильм «Женя, Женечка и «Катюша». И добрый голов Окуджавы за кадром: «Рев орудий, посвист пуль, звон штыков и сабель, растворяются легко в звоне этих капель».
29-й км, слева – 200-летний дуб
Табличка на трассе гласит: «Дуб черешчатый». Он раскинул свои ветви недалеко над полем. Но если встать под крону, по кажется, что он раскинул ветви от края земли и до края. Табличка около дерева гласит: «Памятник живой природы всероссийского значения». Обследован инструментально, находится под охраной. Возраст на табличке значит 184 года на момент ее установки в 2013 году. Дальше придется немного поупражняться в математике. Такое дерево – весьма большая редкость, можно также попробовать измерить его обхватами во время фотосессии, но особенно он прекрасен тихой лунной летней ночью.
Читайте также: Театр дуба и луны |
30-й км, справа – Усадьба Корфов
Примерно в километре от железнодорожной станции «Ириновка», в деревне с одноименным название, в доме 72, сразу за старинной липовой аллеей, находилась усадьба Корфов, построенная в 1892 году. Главное усадебное здание благополучно сохранилось до наших дней, потому что в нем уже более ста лет располагается районная больница. Владелец усадьбы, барон Павел Леопольдович Корф был личностью примечательной. В первую очередь потому, что в 1878-1881 годах был городским главой Санкт-Петербурга, при котором было реализовано много строительных, общественных проектов и проектов в области здравоохранения. Его считали рачительным столичным мэром с безукоризненной репутацией. Он также построил торфяной, смологонный и стекольный заводы, учредит частную железную дорогу до Ириновки. В его усадьбе было девять деревянных строений, фруктовый сад, огород, парк и три дачи под аренду. Сохранившийся главный барский дом был построен несколько позже. По сей день он очень напоминает собственного хозяина – добротный и элегантный. Интересным фактом из жизни семьи является то, что большую часть владений Корфы сдавали в аренду. Крестьянам – пашни и погосты, охотникам – угодья. Даже билеты продавал на право драть кору, собирать валежник и корчевать пни.
31-й км, справа – Братское воинское захоронение
Место скорби. Просто, чтобы помолчать. Просто, чтобы отдать дать памяти. Здесь похоронено около 500 человек, в том числе ленинградцы, погибшие при эвакуации и девушки-воины инженерных и медицинских частей.
Недолюбив, недоучившишь в школе,
До дня Победы нашей не дожив,
Они остались здесь, навечно в поле,
Нам путь к счастливой жизни проложив.
40-й км, прямо и справа – Разорванное кольцо, Музей «Штаб Дороги жизни»
Разорванное кольцо – один из главных блокадных символов мужества, в, казалось бы, безвыходной ситуации. 8 сентября 1941 кольцо сомкнулось, 12 сентября 1941 года по Дороге жизни в город поехали первые колонны машин. Сегодня здесь, на берегу возвышается то самое несомкнутое кольцо высотой в семь метров, под которым и сейчас можно найти протекторы шин, а в небо упрямо смотрят каменные прожекторы и грозная зенитка 45 калибра. Чуть правее находится деревня Коккорево, которая, видимо, не подошла для установки памятника, за то подошла конечного пункта ледовой дороги на западном берегу Ладожского озера. 17 ноября 1941 года группа солдат вышла на лед для проверки его толщины и принятие решения об устроении дороги. Здесь же, в Коккорево, расположились командный пункт и штаб Военно-автомобильной дороги № 101, которую мы знаем под названием Дорога жизни. Сегодня в деревне находится музей «Штаб Дороги жизни», главная задача которого — рассказать о Ледовой трассе через истории людей, работавших и обслуживающих единственную дорогу, связывающую блокадный Ленинград с Большой землей.
45-й километр (слева) – Осиновецкий маяк, Музей «Дорога жизни»
Осиновецкий маяк построен в начале ХХ века. Это самая высокая достопримечательность Дороги жизни. Его высота составляет 70 метров, что позволяет ему занимать девятую строчку в списке самых высоких маяков мира. Наверх маяка ведут 366 ступеней. Он был главным ориентиром на Дороге жизни с западном берега Ладоги, а на восточном ему помогал брат-близнец – Стороженский маяк. К сожалению, попасть на маяк невозможно, но полюбоваться его мощью издалека не запрещается. Но самым интересным, в конце пути является музей «Дорога жизни», который как будто подытоживает весь пройденный путь по достопримечательностям, которые относятся к Великой Отечественной войны. Здесь много экспонатов под открытым небом, в том числе поднятых со дна Ладоги. Например, полуторка, кабину которой снесло снарядом.
Читайте также: Главный смотритель северо-западных маяков |
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Интересные места вокруг Луги за один день
- Тропа Петяярви: туда и обратно