Зачарованный Вепсский лес на границе миров
Страшно красивая прогулка по далеким заповедным дебрям
Остановитесь, отдышитесь. Как же привыкли вы, в своем далеком большом городе, вечно торопиться куда-то. Природа суеты не любит. Оглядитесь. Вот проселочная дорога под ногами, подбитая по краям овсяницей и подорожником. Она словно граница между двумя мирами. За спиной остается суматошный, шумный, хлопотный мир людей. Впереди начинается заповедное лихолесье — царство старых деревьев и древних легенд. Там, в сонных дремучих чащах, над берегами прозрачных речушек, среди рваных утренних туманов, в полузаброшенных деревеньках и терпком воздухе, живут языческие духи и странные существа. Прислушайтесь. Уже сейчас можно услышать их шепот. Не бойтесь. Вдохните поглубже упоительно чистого воздуха и сделайте первый шаг. Вас ждет зачарованный Вепсский лес.
- Хозяин леса и другие духи
- Летающий змей Вепсского леса
- Заговоренные деревья
- Святой камень Вепсского леса
- Как попасть в Вепсский лес
Хозяин леса и другие духи
Ну-ка, постучите по карманам, поищите в рюкзаке. Вы же не забыли прихватить угощение? Всем, кто входит в Вепсский лес, нужно обязательно попросить разрешение у его хозяина и оставить угощение на ближайшем пеньке, кочке, перекрестке тропинок. А затем почтенно обратиться с просьбой: «Здравствуй, Мецижанд. Здравствуй, Хозяин леса, вот мои дары. Разреши мне прогуляться по твоим угодьям. Разреши мне собрать ягод и грибов».
Говорят, что тем самым между путником и хозяином леса заключается договор, благодаря которому хозяин леса становится милостив к гостю и помогает ему не заблудиться и собрать урожай. Вполне возможно, что посетителям из других чужих далеких городских миров достаточно просто уважительно отнестись к Хозяину и оставить ему дары. А вепсу также требуется завершить обряд заговором, особенные слова которого при чужих людях не произносят.
Вепсы живут в этих местах исстари. Этот малочисленный сегодня народ ушел в леса в дохристианские времена и словно сросся с миром природы в одно целое.
Хотя легенды говорят, что «Бог когда-то осерчал на вепсов и перегонял их с места на место, пока не указал для поселения этот край, где дебри и дикое зверье».
Этимология происхождения названия этой народности ставит в тупик самые умные головы. В стародавние времена вепсов кликали чудью и весью, а сейчас порой называют людьми леса. Они чутко осознают свою глубокую, древнюю и очень прочную связь с окружающим миром и трепетно чтут ее.
Несмотря на то, что вепсы были обращены в православие очень рано и почти утратили древние знания о сотворении мира и пантеоне богов, их связь с «низшим слоем» сохранилась по сей день. «Низшим слоем мира» в старинных легендах обозначали мир духов. Пожалуй, не совсем корректно церковь называет вепсских духов нечистью, ведь навредить они могут только в случаях неуважительного отношения и незнания правильных ритуалов. Значит, странные древние духи лишь напоминают нам всем о бережном и почтительном отношении к природе.
Вепсские духи живут в каждом природном уголке. Хозяин леса бродит по тайным тропинкам и самым дремучим чащобам. Он может явиться в виде антропоморфного существа, которого по сказкам мы знаем, как лешего или старичка-лесовичка. Иногда он появлялся в образе высокого мужчины в балахоне с красным поясом. А еще мог переродиться в медведя, змею, глухаря. Он довольно благосклонен к гостям, если те не вредят его угодьям. Гораздо менее добродушным представляется Хозяин воды. С ним также следует заключать словесный договор на ловлю рыбы, а в качестве даров бросить в воду куриное яйцо или монетку. Есть сведения, что и от глотка вина он не откажется. Затем следует протянуть руку и как бы пожать ее в воздухе.
Речка, озеро, ручей, лес, дерево, камень, поле, зерно, огонь, все предметы мироздания, в том числе и вепсский дом, имеют хозяина или хозяйку. Иногда духи живут парами, символизирую мужское и женское начало. Конечно, обычный человек не может знать тонкости общения с миром духов, но может показать свои добрые намерения и уважительное отношение. Поэтому, покидая Вепсский лес, не поскупитесь чуть опустошить свою корзину, еще разок оставить угощение в виде части грибов или ягод, которые Хозяин леса помог вам найти. Или просто поблагодарите за приятную прогулку.
О малой народности водь, читайте в нашем материале: Хроники Ватландии или исчезающая водь |
Летающий змей Вепсского леса
Любой большой древний лес обязательно скрывает в мшистых сырых полутемных болотистых уголках какую-нибудь страшную легенду. Вот и в Вепсском лесу с незапамятных времен водится летающий змей то ли с петушиной головой, то ли с головой глухаря.
Есть, конечно, попытка обосновать появление диковинной твари с биологической точки зрения. Вроде как, это уцелевший потомок неких древесных змей, имеющих красный хохолок и две перепончатые лапки. Есть и свидетели, которые видели и описывали летающего змея почти в точности, вот только герпетологи его ни разу в этих лесах искать не пытались. Да и легенда, даже жутковатая, все равно интереснее.
Появился летучий змей, видать, в тех же времена, что и остальные древние вепсские легенды. Возможно, в мифологии, он был просто антагонистом в противовес довольного доброго Хозяина леса. Неизвестно по какой причине, он нападал на путников в лесу и до смерти кусал их своими ядовитыми зубами. Летающим его прозвали потому, что нападал он всегда как бы откуда-то сверху, либо высоко выпрыгивал из травы. Единственным спасением от неминуемой смерти является следующая инструкция, найденная в фольклорных архивах:
«Если она бросится — сорви с себя что-нибудь из одежды и кинь ей. Пока она будет заниматься с тряпкой — ты дальше беги. Когда летучий гад поймет ошибку и вновь станет тебя преследовать — другую вещь бросай. Бывало, люди из леса голые прибегали, все с себя срывали!»
Жители сохранившихся вепсских деревенек прекрасно знают эту инструкцию. Они также свидетельствовали, что еще в первой половине ХХ века, порой из леса выбегали полностью обнаженные путники. И именно легенда лучше всего объясняла столь странное поведение. А позже змей словно исчез. То ли верить в него перестали, то ли погиб он вместе с клещами и малоценными породами деревьев, которые уничтожали в этих лесах химикатами после войны.
Заговоренные деревья
Вот вы прямо сейчас проходите мимо какого-нибудь дерева и даже не обращаете на него внимания, а для вепсов каждое дерево имело особое значение. Их наделяли сверхъестественными свойствами, живой сознательной силой — особенно березу, ольху, ель, рябину и осину. С ними вели беседы, пытались договориться, их даже боялись.
Береза – самое доброе дерево вепсской мифологии. К ней приходили за здоровьем, лечебными качествами и жизненной энергией. Просьбы о сохранении здоровья или излечении от болезни сопровождали обрядом обвязывания дерева липовыми прутьями. Также было принято закапывать у березовых корней медные монетки. На ольхе гадали на скот, а точнее на будущий приплод. Если по весне на ольхе много круглых шишечек, значит будет много телочек, а если шишечки вытянутые и продолговатые – уродятся бычки. Ольховые шишечки также собирали, чтобы добавить в молоко после десятого удоя для его последующего торжественного испития.
Ель считалась оберегом, ведь ее пачки на концах образуют крест. Под елью старались прятаться от грозы, а также проводить ночь в тех случаях, когда засветло до дома не добраться. Достаточно было по-доброму обратиться к дереву с заговором: «Елочка! Пусти меня поспать на ночь!» Домашним оберегом являлась рябина. Она защищала от пожаров и нечистой силы. Для этого, во-первых, нужно было украсить внутренние стены избы ветками рябины с гроздьями. А, во-вторых, никогда не использовать рябину для костров.
Самым нечистым — деревом лешего — вепсы считали осину. Они верили, что хозяин леса может поменять некрещеного ребенка на осиновое полено. Под осиной нельзя было прятаться во время грозы.
О малой народности ижоры, читайте в нашем материале: Ижорская керамика: когда хочется простоты |
Святой камень Вепсского леса
Зачарованный Вепсский лес огромен и прогулка по нему, даже под защитой лесных духов, серьезно измотает любого городского жителя. Поэтому для посещения древнего сакрального места следует выделить отдельный день.
Где-то там, за рекой Оятью, за Холодным ручьем, в полутора километрах от полузаброшенной живописной вепсской деревушки Чурручей, находится капище, почитаемое вепсами ни один век. Дорога туда очень неблизкая, так и хочется сказать «за тридевять морей». Но правильнее, по узкой тропинке, через темный лес, да еще с длинным отвесным спуском. Думается, что место, к которому нужно идти за исполнением сокровенных мыслей, и не должно находиться в пешей доступности. Чем дальше, тем меньше желающих его посетить, тем больше радуется Хозяин леса тому, что его не портят.
Говоря геологическим языком, Святой камень – это выход горных пород. Он выступает причудливой громадиной из мхов и кустарника. Для вепсов – это настоящее святилище. Легенд о его появлении ходит много, но все они связаны не с древними духами, а с житием некого безымянного монаха. Он пришел в эти места молиться да бесследно исчез после раската грома, прогремевшего однажды над лихолесьем в ясном небе. Только одежду его и нашли. Никто и никогда не связывает эту находку с той самой легендой о летающем змее, за то все пытаются разглядеть в складках Святого камня лик монаха, который обратился в камень.
С той поры, несмотря на годы советского атеизма, тропка к камню не зарастает и найти здесь можно и пестрые языческие ленточки, заботливо завязанные на ветвях ближайших деревьев, и православные иконки на импровизированном алтаре, похожим на рукотворную арку.
Со Святым камнем нужно разговаривать также почтительно, как с окружающим лесом и всеми его обитателями, настоящими и потусторонними. Подойдите вплотную, положите руку на каменную поверхность, закройте глаза, почувствуйте его шероховатую поверхность, а также шум ветра в кронах деревьев, легкое движение птичьих крыльев, блеск росинок на затененных листьях, все движение этого мира. А затем, от чистого сердца, попросите старый камень исполнить заветное. Обязательно сбудется.
Как попасть в Вепсский лес
Вепсский лес, действительно, стоит на границе миров, между Ленинградской областью и Карелией. Это почти 300 километров от Петербурга. Добираться лучше всего на машине через трассу Р-21 или автобусом от Тихвина. Заходить в лес лучше со стороны поселков Шугозеро или Винницы.
С 1999 года Вепсский лес является заповедной зоной. В заповеднике проложены экологические тропы: «Лукинская» (в окресностях дер. Лукино), «Харагинская» (вокруг Харагинского озера), «Святой камень» (в окрестностях дер. Ярославичи), «Лавдинская» (в окрестностях Лавдинского озера) , «Курбинская» (мимо озер Маякозеро и Азикозеро). По ним можно передвигаться самостоятельно или с проводником по предварительной договоренности.
Об этих и других экотропах, читайте в нашем материале: 32 экотропы Ленинградской области |
Материал написан с глубоким, искренним уважением к вепсской культуре. В случае обнаружение ошибок и неточностей, просим связаться с редакцией для их устранения.
Автор — Семенова Ольга
Фотографии с сайта vepsles.spb.ru
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Интересные места вокруг Луги за один день
- Тропа Петяярви: туда и обратно