Петроглифы Канозера: молчаливые сказки древности
Истории, выбитые на камнях, сохраняются лучше любой летописи, но труднее поддаются расшифровке
Как рассказать сказку, настолько старую, что никто в мире даже представить себе не может тот язык, на котором она была придумана?
Много на северо-западе древних народностей. Бывали мы с вами в гостях у ижор и води, ездили по поморским деревням с одной стороны Белого морюшка, и с другой, немножко рассказывали о лопарях. Но все эти исконные обитатели северных земель имеют современных потомков, которые бережно хранят культуру и язык. В тоже время исследования доказывают, что первые люди здесь появились около восьми тысяч лет назад. Возможно, ученые никогда не смогут понять, как эти люди выглядели и назывались, но свои истории им удалось передать сквозь тысячелетия. Вы же знаете, что такое петроглифы? Это наскальные изображения, высеченные на камнях. Древние люди и не знали, что смогли донести свои сказания далеким предкам с помощью картинок. Петроглифы Канозера являются одной из таких сказок.
Итак, далеко-далеко, за дремучими лесами, за высокими снегами, жила-была в старом озере Чудо-юдо рыба-кит…
- Канозеро и Таль остров
- Петроглифы Канозера
- Как добраться в выставочный зал музея «Петроглифы Канозера» и на Каменный остров
Канозеро и Таль-остров
Начнем с того, что место, где происходит повествование, вовсе не является сказочным или мифическим. Это древнее Канозеро, что находится в южной части Кольского полуострова, примерно в 15 километрах от берега Белого моря и ближайшего населенного пункта Умбы. Озеро вытянуто полоской с юга на север почти на 30 километров, а вот ширина не превышает 5 километров. В него впадают реки Умба, Кана и Муна, а вытекают Кица и Родвинга. Хотя питается озеро, в основном, талыми снегами. На этом краткий географический обзор закончим.
Получается, что Канозеро – местечко не очень отдаленное, но весьма труднодоступное. Даже сегодня берега озера довольно топкие и найти туристическую стоянку непросто. Поэтому чаще всего озеро посещают группы туристов-водников в ходе сплава по Умбе. А, поскольку ученые не обнаружили в районе озера никаких признаков древних стоянок и подтвердили, что в древности берега были такими же заболоченными, был сделан вывод, что и древние люди использовали Канозеро, словно перевалочный пункт на пути к океану в сезон охоты на огромных морских гадов.
Есть мнение, что даже в самом топониме Канозеро или Каноявр по-саамски, который был впервые задокументирован только в XVI веке, заложен тот самый древний смысл этого места. Ведь с саамского «кайн» означает «проезжее место, где проходит зимняя дорога». Ну, а явр – это озеро. Кстати, мы уже немного рассказывали о переводе саамских топонимов.
Примерно в двух третях от южного берега Канозера к северному и находится та самая Чудо-юдо рыба-кит, а точнее остров, где древние охотники и современные туристы находили и находят временное пристанище для передышки в пути. Сегодня этот остров называют Каменным или Скалистым, а саамы звали Таль остров, что значит Медвежий.
Несмотря на название, остров очертаниями, действительно, похож на кита, а посему мог иметь не только значение перевалочного пункта, но быть сакральным местом для древних охотников и рыболовов. Вот и исследователи мифологии говорят, что образ Чудо-юдо-рыбы с лесами и городами на спине мог возникнуть именно из-за преклонения древних людей, в силу их анималистического мышления, перед всем природным, особенно гигантским, вроде китов или кашалотов. Хоть ученые пока не пришли к выводу, как мог выглядеть этот остров многие тысячи лет назад. Предположительно, воды озера тогда были ниже, а остров был полностью каменным, как Кий остров в Белом море, например. И, только со временем, он зарос растительностью на сформировавшемся почвенном покрове.
Поэтому, пока загадки Канозера учеными разгаданы не полностью, будем считать, что среди густых мурманских лесов живет настоящая старая сказка. Ведь именно здесь четверть века назад были найдены те самые петроглифы, которые могут поведать древние истории без слов.
Петроглифы Канозера
На данный момент ученым удалось найти 18 групп скоплений петроглифов и отрисовать около 1300 рисунков, выбитых древними людьми на островах Каменный, Еловый, Горелый и на материковой Одинокой скале. Самое большое скопление петроглифов найдено на Каменном острове. Сегодня оно укрыло от разрушающего воздействия климатических невзгод большим прозрачным куполом. А потому выглядит не только сказочным, но почти фантастическим.
Все сюжеты очень просты. Вот группа охотников ловит оленей, а рыбаки настигают китов. Здесь древние моряки рассекают волны моря на длинных судах, а там люди радуются удачному сезону, исполняя танцы. И, за всеми наблюдает происходящим гордо наблюдает Мяндаш, сын Солнца и Земли, человек-олень с золотыми рогами.
Возможно, не вполне корректно, по отношению к древним людям, рассказывать легенду о Мяндаше, прародителе саамского народа. Однако есть предположения, что его образ в каменных изображениях присутствует. Поэтому расскажем одну из многочисленных сказок северных народов.
Давным-давно это было… Пролетала на древнем небосводе среди звезд Птица-вселенная. Однажды отложила она яйцо, из которого родилось много новых прекрасных Птиц-звезд и Птиц-планет. Птица-солнце взял себе в жены Птицу-землю. Отложила Птица-земля яйцо, но из него появился олененочек, выросший в прекрасного и сильного оленя. Родители назвали его Мяндаш, что значит благо. Отец-солнце позолотил его ветвистые рога, чтобы все вокруг знали, что это не простой олень, а сын Солнца и Земли. Мяндаш взял в жены саамскую девушку и обернул ее важенкой, так самка северного оленя зовется. Но родила важенка не олененка, а дитя человеческое. И сказала важенка: «Расти, сын мой, среди тундр и северных просторов. Ты возьми от отца своего ум и выносливость, от Солнца, твоего дедушки, — тепло душевное, от Земли, твоей бабушки, — силушку, а от меня – любви ко всему живому». Вырос сын и показал Мяндаш ему его земли холодные: «Это все – твое. Только запомни, я, отец твой, прародитель земли этой тундровой, завещаю тебе ее на веки вечные. Должен ты беречь землю-кормилицу и быть всем оленям – братом родным. От тебя пойдет род саамов, и тебя все они будут почитать и слушаться. Береги их доверие и не забывай заветы мои, отца золоторогово. Быль то или небыль, теперь уж никто не припомнит.
А вот экскурсоводы музея «Петроглифы Канозера», которые работают каждый день на музейном кордоне, расскажут любопытным путешественникам еще не одну историю, выбитую в камне. Кстати, каждый посетитель может придумать собственную, ведь до сих пор, непонятно, откуда среди северных петроглифов появился крокодил. Или древние люди так видели бобра?
И могли ли обитатели Кольского полуострова встречаться в морях с драккарами и кноррами под полосатыми парусами, которыми управляли древние викинги? Возможно, что именно эти суда изображены на скалах. А вот батальных сюжетов здесь нет. Быть может народы дружили и вместе ловили рыбу и невообразимых глубинных морских чудовищ? Фантазировать можно над каждым эпизодом, раз ученые пока еще не до конца их объяснили.
Есть лишь одно «но»…
Как добраться в выставочный зал музея «Петроглифы Канозера» и на Каменный остров
Попасть в выставочный зал музея «Петроглифы Канозера» относительно несложно. Музей находится в Умбе, на ул. Дзержинского, д.36. Зал работает почти каждый день. В зимний период (с 15 сентября по 31 мая): понедельник-пятница 10-17; суббота 10-16; воскресенье – выходной. В летний период (с 1июня по 14 сентября): понедельник-пятница 10-18; суббота-воскресенье 10-16.
Добраться из Петербурга в Умбу можно на фирменном поезде «Арктика», что идет до Мурманска. Выйти нужно в Кандалакше и прямо на железнодорожном вокзале сесть на междугородний автобус № 222. Автобус делает в Умбе несколько остановок. Конечная остановка у Дома Культуры находится ближе всего к выставочному залу.
Доехать до Умбы можно также на личном авто прямо из Петербурга или взять такси на вокзале в Кандалакше.
А вот добраться до Канозера и увидеть петроглифы лично, гораздо сложнее. По данным официальной группы музея, петроглифы Канозера считаются самыми труднодоступными из подобных объектов России.
Есть сведения, что сюда летают вертолеты, потому что на озере есть сертифицированная вертолетная площадка, но этот путь самый дорогостоящий. Самый популярный – сплав вниз по течению по реке Умба на лодках, катамаранах, байдарках. Самостоятельных путешественников просят обратить внимание на то, что стоянки на островах музея строго запрещены.
На озере постоянно дежурят смотрители, если вы обнаружили, что купол закрыт и на острове никого, обратитесь к сотрудникам музея, которые находятся на кордоне. Они откроют купол и проведут обзорную экскурсию. А еще лучше о своем визите сообщить заблаговременно и заказать экскурсию.
И лучше, и проще всего – организованная экскурсия, которую проводит музей. На машине из Умбы до реки, далее – на лодке до озера и по озеру. Такая поездка рассчитана на весь день, поскольку дорога только в одну сторону занимает 2,5-3 часа.
Если до петроглифов так сложно доехать даже сейчас, можете представить, какой сложный путь приходилось преодолевать древним охотникам и рыболовам, причем не один раз в год. Кстати, а нет ли среди изображений и этой истории?
От всей души благодарим сотрудников музея «Петроглифы Канозера» за их работу и предоставленные фотографии.
Читайте также: Карельские петроглифы: каменные письмена на Белом море и Онежском озере |
ТОП популярных статей
- В Котласском округе стартовал сезон речных трамвайчиков
- Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
- На Соловках открылся туристический сезон
- Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
- Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
- Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
- Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
- Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько...
- Интересные места вокруг Луги за один день
- Тропа Петяярви: туда и обратно