Как далеко вы готовы убежать и чем хотели бы заняться?

Псковская область
4
ТАМ! / Псковская область / Статьи о туризме в Псковской области / Рождественская прогулка в Крыпецкий монастырь

Рождественская прогулка в Крыпецкий монастырь

Анонс

Получилось торжественно, хотя монастырь прекрасен в любой праздник и сезон

Техническое поле для сортировки

Иногда в солнечный зимний день случается маленькое чудо. Вроде бы ни облачка на небе, но в воздухе носится множество легких серебряных снежинок, взявшихся словно ниоткуда. Вероятно, это шаловливый ветерок сдувает их с деревьев и крыш, чтобы поиграть. За этой игрой мы и застали его, на парковке у Святых ворот. Под ногами приятно захрустел плотный январский снег, уютно запахло дымком из труб. Впереди, за причудливыми воротами и стеной с башенками, на фоне белоснежного леса раскинулся белокаменный Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь. Одна из самых древних обителей псковской земли.

Монастырь был основан более пяти с половиной столетий назад, в 1455 году. Можно сказать, однако, что история его началась несколько раньше, когда из «чужих» стран в русские земли пришел сербский монах по имени Савва. Согласно жизнеописанию, явился он с той самой святой Афонской горы и принес с собой образ апостола Иоанна Богослова да Евангелие. Искал монах уединения, которое не смог найти в ближайших к Пскову монастырях, а потому испросил разрешение и получил благословление уйти в глухие топи.

Согласно древним грамотам, местом его проживания стала Крыпецкая пустынь, что «в Псковском уезде, в Бельской засаде, в Торошинской губе», в 20 верстах от Пскова. Местность необжитая, болотистая, труднопроходимая. Там, на берегу тихого лесного озерца Савва построил деревянную хижину и посвятил себя воздержанию и молитвам.

Весть о появлении святого человека в русских землях распространяется быстро. Уважение к нему росло, и в следующие годы к Савве, получившему прозвание Крыпецкий, стал стекаться местный люд и братия. Лицезреть пустынника и упросить его основать монастырь. Разрешение на основание монастыря Савва получил у псковского наместника князя Ярослава Оболенского и построил в болотах деревянную церковь во имя Святого Иоанна Богослова, с приделом во имя Святого Саввы архиепископа Сербского. А вот игуменства над братией сам Савва принять не согласился, а поручил это Кассиану.

Вслед за основанием монастыря, стали появляться слухи о чудесных исцелениях, которые случаются, благодаря молитве святого старца и его братии.

Есть даже история о том, что среди исцеленных была и жена псковского наместника, страдавшая заболеванием глаз. Для встречи княгини со старцем через крыпецкую топь была построена трехкилометровая гать, что получила название «Ярославов мост». Вот только в монастырь женщину Савва все-таки не впустил, охраняя строгий монастырский устав и молитвенную жизнь насельников. Он вышел навстречу, а затем долго молился, принеся долгожданное исцеление. В благодарность, в 1487 году, князь даровал преподобному крестную грамоту на землю с уставом монастырского строения, согласованную старшим духовенством всех шести псковских соборов и подтвержденную официально на городском народном вече.

Стоит отметить, что Крыпецкий монастырь был одним из последних, построенных в независимой Псковской республике, так как в 1510 году Псков и все прилегающие к нему земли были присоединены к Москве.

Спустя 60 лет после основания, в монастыре началось каменное строительство, а молва о его богатствах добралась постепенно даже до соседей. В 1581 году монастырь подвергся нападению одного из отрядов польского короля Стефана Батории. Здесь также не обошлось без «чуда», дорисованного легендами. Говорят, что вся братия спряталась в Псковском Кремле, оставив при обители лишь одного монаха… да отряд хорошо вооруженных воинов. А затем уж и местный крестьянин постарался, убедил поляков, что монастырь брошен и опустел. Имя этого «сусанина» история не сохранила, а вот то, что русские воины стали неприятным сюрпризом для польского отряда, это факт. Поляки бежали, а единственный оставшийся в монастырских стенах монах рассказывал позднее о чудесном появлении вооруженных с головы до ног воинов в момент, когда поляки зашли на территорию монастыря, чтобы его поджечь.

История монастыря знала падения, когда обитель назначали «заштатаной» и она обеднела, и взлеты, когда Крыпецкий монастырь стал одним из богатейших в России. Падения, когда в 1918 году советская власть приняла решение о закрытии монастыря, вывезла все ценности и устроила скотный двор на его территории, и взлеты, когда в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР, ансамбль Крыпецкого монастыря все-таки объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находится под охраной государства. Однако его возрождение Русской православной церковью началось лишь спустя 30 лет.

Крыпецкий монастырь известен тем, что здесь приняли постриг послушники, прославившиеся своим деяниями, некоторые из которых стали в дальнейшем почитаемыми святыми. Основатель Нило-Столбенской пустыни Нил Столбенский. Никандр Псковский, который основал Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь. Опальный дипломат и политик Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, глава Посольского приказа, которому приписывают организацию русской почты. А также блаженный инок Корнилий, известный своими пророчествами, предсказавший и падение царской власти, и разорение монастыря.

Сегодня над территорией монастыря звенит завораживающая предрождественская тишина. Лишь иногда шумит проказник-ветер, слегка раскачивая верхушки фруктовых деревьев в монастырском саду и сбивая снежные шапки с елей в лесу, за речкой. Дышится очень легко, несмотря на мороз. Так и должно быть в святом, намоленном месте.

Ноги сами собой ведут по изогнутой дорожке к храмовому ансамблю – Собору Иоанна Богослова и Успенской церкви с колокольней, которые соединяет галерея-переход с собственной звонницей.

Величественное зрелище. Настоящее русское храмовое зодчество на фоне голубой лазури. Довершить торжество момента могут лишь колокольные перезвоны над бескрайними псковскими просторами. Кстати, Крыпецкий монастырь – одна из немногих обителей, которая имеет отдельный храм в колокольне. Такой храм есть только на Синайской Горе, в Московском Кремле и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Между храмами уютно устроились рождественская ель и вертеп, укутанный еловыми лапами. Все готово к одному из главных христианских церковных праздников в году. В воздухе разлита добрая, светлая благость, дополненная запахами елея и ладана. Так и хочется произнести: «Красота-то какая! Лепота!»

Позади храмов, подо льдом, в ожидании Крещения, вздыхают воды маленького овального Святого озера, на берегу которого жил когда-то основатель Крыпецкой обители святой Савва. На берегу установлена небольшая часовенка его имени, в центре озера – Поклонный крест. Считается, что озерная вода в большие христианские праздники приобретает чудодейственную силу. Не менее чудодейственной является и вода в Святом источнике преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца с купальней, что стоит рядышком.

А сразу за озером убегает в лес та самая первая дорога с мостом через болота, проложенная верой Ярослава в исцеление жены, которая навсегда связала Крыпецкий монастырь с внешним миром. Сегодня пройти по ней практически невозможно. Особенно зимой, когда дорога утонула в глубоких снегах. Но кажется, что до сих пор она словно мостик из прошлого в настоящее и будущее древней обители. И, как символ этому, на старом ярославовом путь врос в дерево намертво деревянный крест.

В настоящее время добраться до Крыпецкого монастыря проще всего на машине. Это займет около 40 минут. Автодороге № 58К-459 из села Тупицы по дорожным указателям. До села можно также добраться на автобусе, вот только потом придется идти пешком около 15 километров.

Благодарим служителей Крыпецкого монастыря за предоставленные фотографии, которые великолепно дополнили наши впечатления.

Читайте также: Мал монастырек Мальский
Нет добавленных достопримечательностей